Скоро исполнится десять лет трагедии, происшедшей у этой телебашни в Вильнюсе, истинных виновников которой до сих пор безуспешно ищет литовское правосудие. Фото М.Баракаускаса, ИАН |
СЕГОДНЯ в Риге продолжит работу апелляционный суд по делу осужденного на 6 лет партизана Василия Кононова, в отношении которого Владимир Путин написал довольно строгое письмо президенту Латвии Вайре-Вике Фрайберге. Это имело достаточно заметный международный резонанс. Вместе с тем немногим известно, что завтра, 26 апреля, в литовской столице начнется первое заседание кассационного суда по очень похожему уголовному делу и, пожалуй, даже более значительному, если иметь в виду количество осужденных. Суд в Вильнюсе рассмотрит апелляцию по делу "профессоров", разбирательство по которому длилось более трех лет. Это дело "о заговоре с целью свержения законной власти и участии в событиях 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни", по которому в августе 1999 года столичным судом Литвы были привлечены к уголовной ответственности шесть коммунистов. Тогда суд признал всех шестерых виновными и приговорил бывших первого секретаря ЦК Компартии Литвы (КПЛ) профессора Миколаса Бурокявичюса к 12 годам колонии строгого режима, заведующего отделом ЦК КПЛ профессора Юозаса Ермалавичюса - к 8 годам, секретаря ЦК КПЛ Юозаса Куолялиса - к 6 годам, редактора радиостанции "Советская Литва" Станислава Мицкявичюса (Мицкевича) - к 4 годам, майора милиции Яна Прокоповича - к 4 годам, директора издательства ЦК КПЛ Ляонаса Барташявичуса - к 3 годам.
Из шестерых осужденных нужно особо выделить Станислава Мицкевича. В отличие от пятерых своих "подельников" - граждан Литвы, он - гражданин России. И Мицкевич не сидит в тюрьме. Поняв, что приговор будет обвинительным, он, не дожидаясь ареста, нелегально перешел границу с Белоруссией и прибыл в Россию. Сейчас он живет в Москве в отрыве от семьи, оставшейся в Литве, и делает все, что в его силах, для отмены приговора. По делу проходят в качестве обвиняемых еще 45 человек, среди которых - известные люди, такие, например, как бывший председатель КГБ СССР Владимир Крючков, маршал СССР Дмитрий Язов, бывший заместитель министра обороны СССР Владислав Ачалов и другие (список всех обвиняемых по делу прилагается в конце статьи; фамилии, имена и отчества написаны так и следуют в таком порядке, как они даны в обвинительном заключении). В ходе предварительного следствия и последующего судебного разбирательства стало ясно, что эти 45 человек, к которым присоединился осужденный Станислав Мицкевич, не смогли быть привлечены к ответственности литовским судом, так как находились и продолжают находиться вне зоны его досягаемости. Из этого следует, что при определенных обстоятельствах - когда эти люди будут в пределах досягаемости судопроизводства, - их обязательно настигнет "карающая рука литовского правосудия".
По сути, все 45, не привлеченных к суду, и шесть, приговоренных, обвиняются в том, что они управляли действиями армии во время событий 13 января 1991 года, когда десантники брали под контроль Вильнюсскую телебашню. Российские юристы объясняют, что все перечисленные в списке военные люди, будучи верными данной им присяге, выполняли свой воинский долг, а все гражданские - выполняли свой служебный долг и делали это на территории Литовской ССР, которая стала самостоятельной только через восемь месяцев после этих трагических событий - в сентябре 1991 года. Юристы из левой части политического спектра России вообще оспаривают законность получения Литвой независимости из рук Госсовета СССР, возглавлявшегося тогда Михаилом Горбачевым, считая его неконституционным органом. Дело, однако, не в политических пристрастиях юристов, а в том, что судить за это нельзя, потому что закон не имеет обратной силы: по нормам советского времени эти люди в Литве не совершили никакого преступления, как, впрочем, и ветераны войны, которых сегодня преследуют в судебном порядке в Латвии. Что касается конкретных шестерых осужденных литовских коммунистов, то их "вины" не существует еще и потому, что подготовка введения чрезвычайного положения в Литве и руководство войсками в Вильнюсе у телебашни осуществлялось из Москвы, и литовские власти "не должны были знать" о планах Центра. Об этом неоднократно заявляли тот же Ачалов, который лично занимался литовскими событиями, и другие руководители СССР.
После восстановления независимости Литва в отличие от Латвии пошла на нулевой вариант, отказавшись от дискриминации русскоязычной части населения и предоставив гражданство всем жителям республики. Вместе с тем в плане "языковых притеснений" и в деле преследования русских "оккупантов", а также тех литовцев, которые по долгу службы напрямую сотрудничали с Москвой, будучи законопослушными гражданами СССР, Вильнюс не далеко ушел от Риги. Более того, литовские спецслужбы проявили "чудеса героизма", когда в 1994 году провели операцию по насильственной депортации из Белоруссии Бурокявичюса и Ермалавичюса. Литовские следователи проявили не меньше усердия, засадив обоих сразу же в "предвариловку", где они в нарушение всех юридических норм "парились" вплоть до вынесения приговора в августе 1999 года, т.е. почти 6 лет, хотя по закону предварительное следствие обязано укладываться в два года. Дело "профессоров", кстати, не единственное. За годы восстановленной самостоятельности литовские власти по политическим мотивам преследовали немало людей, как правило, коммунистов или тех, кого называли "сторонниками советского режима".
В ходе событий 13 января 1991 года в Вильнюсе погибли 13 литовцев, однако конкретные убийцы и орудия убийства до сих пор не найдены, обстоятельства этих преступлений до конца не выяснены.
Вместе с тем всем шестерым вменяется в вину соучастие в убийстве этих людей, которое совершили "неконкретные представители Советской Армии - неустановленные десантники". Вместе с тем из материалов предварительного расследования, проведенного Прокуратурой СССР по горячим следам, которые были в октябре 1991 года переданы литовской стороне, следовало, что ни один из погибших не был убит солдатами регулярных частей. Экспертиза показала, что пули поражали людей не спереди или сзади, а сверху вниз. Стреляли не солдаты-десантники, находившиеся на земле, а неизвестные стрелки, разместившиеся на крышах и в окнах близлежащих домов. Скорее всего это были снайперы организации "Саюдис", возглавлявшей в то время "борьбу за освобождение Литвы от московского ига" и имевшей свои вооруженные формирования. Провокационными выстрелами в толпу, производимыми ночью больше по своим, чем по чужим, эти "стрелки" пытались скомпрометировать регулярные воинские подразделения, подлить "масла в огонь". Возможно, к ним присоединились несколько бывших "лесных братьев". Во всяком случае, одну из жертв поразила пуля, выпущенная из винтовки образца 1898/31 года, которой не мог быть вооружен десантник. Литовские власти, однако, сославшись на некачественное и неполное расследование, проведенное Прокуратурой СССР, не приняли этих материалов к сведению и осудили невинных людей.
Что касается Мицкевича, то он вообще был признан виновным за содержание радиопередач тех дней, то есть за те лояльные Советскому Союзу тексты, которым он как редактор придавал более литературный вид и расставлял запятые там, где они отсутствовали. Раз редактировал, сказал суд, значит, принимал участие в творческом процессе, а раз принимал - значит виновен в событиях 13 января.
К сожалению, а в данном конкретном случае - к счастью, литовский политический истеблишмент очень неоднороден. Именно благодаря этому мир услышал признания главного свидетеля, а возможно, и главного виновника трагедии 13 января - Аудрюса Буткявичюса, лидера тогдашних боевиков движения "Саюдис". В 1991 году в возрасте 30 лет этот человек, по его собственным словам, был главным организатором обороны тогда еще, как мы уже выяснили, не существовавшей Литовской республики от "советской агрессии" у телебашни города Вильнюса 13 января и в период неудавшегося московского путча 20 августа. Затем он возглавлял делегацию на переговорах с Москвой о выводе из Литвы российских войск, был министром Охраны Края. Короче, личность в Литве достаточно известная.
Находясь на стажировке в военном колледже в Лондоне, Буткявичюс, по словам Станислава Мицкевича, публично заявил английской прессе, что он очень удачно разместил на крышах домов своих снайперов, которые стреляли в толпу для подогрева страстей и компрометации чекистов-десантников, присланных Москвой для контролирования ситуации в литовской столице и недопущения сепаратистских настроений. В 1998 году Буткявичюс, слишком много знавший о тех событиях и пытавшийся с пользой для себя использовать свои знания в политической борьбе со спикером сейма Витаутасом Ландсбергисом, угодил за решетку на пять лет якобы за взятку (15 тыс. долл.), хотя скорее всего дело это было сфабриковано, чтобы закрыть ему рот. Отсидев чуть более двух лет, он за примерное поведение был условно освобожден и несколько дней назад повторил свои признания в интервью литовскому еженедельнику "Обзор", заявив, что заранее планировал жертвы у Вильнюсской телебашни. Таковы, по его словам, были правила игры того времени, которых нужно было придерживаться в условиях психологической войны, навязанной Буткявичюсом московским военачальникам. Это произвело в Литве эффект разорвавшейся бомбы, который дополнило выступление по телевидению известного литовского писателя и общественного деятеля Витаутаса Пяткявичюса. Он, опираясь на полученные им материалы, в том числе и от Буткявичюса, заявил, что "военнослужащие Советской Армии непричастны к гибели людей трагической ночью 13 января 1991 года в Вильнюсе". К этому можно добавить только одно: данные заявления могут быть основанием для пересмотра уголовного дела "профессоров" по вновь открывшимся обстоятельствам. Невиновные люди не должны сидеть в тюрьме.
Вильнюс-Москва
Список лиц, обвиняемых литовским правосудием в "заговоре" против самопровозглашенной в марте 1990 года Литовской республики, котораЯ не была признана ни одним государством мира
В обвинительном заключении по делу "профессоров" фамилии следуют в таком порядке: 1. Бурокявичюс Миколас Мартино; 2. Ермалавичюс Юозас Юозо; 3. Коулялис Юозас Юозо; 4. Кучеров Иван Данилович; 5. Барташявичюс Ляонас Антано; 6. Мицкявичюс (Мицкевич) Станислав Витауто; 7. Прокопович Ян Матвеевич; 8. Швед Владислов Николаевич; 9. Науджюнас Альгнмантас Еронимо; 10. Касперавичюс Едмундас (правильно - Эдмундас) Винцо; 11. Юхнявичюс Ромас Константино; 12. Шурупов Валерий Борисович; 13. Лазутка Валентин Антонович; 14. Йонене (правильно - Юонене) Станислава-Зузана Адомо; 15. Шеин Владимир Васильевич; 16. Цаплин Станислав Александрович; 17. Шенин Олег Семенович; 18. Крючков Владимир Александрович; 19. Язов Дмитрий Тимофеевич; 20. Ачалов Владислав Алексеевич; 21. Пикаускас Освальдас Тимофеевич; 22. Кузьмин Федор Михайлович; 23. Овчаров Виктор Андреевич; 24. Калганов Юрий Александрович; 25. Усхопчик Владимир Никитович; 26. Демидов Николай Иванович; 27. Житников Александр Васильевич; 28. Федоров Сергей Амурович; 29. Головатый Михаил Васильевич; 30. Кустре Василий Михайлович; 31. Гречишников А.И.; 32. Паникаров Сергей Владимирович; 33. Махов Сергей Александрович; 34. Чудеснов Евгений (отчество не приводится); 35. Белоус Григорий Сергеевич; 36. Сибиряков Валерий Юрьевич; 37. Рыжов Владимир Павлович; 38. Астахов Николай Викторович; 39. Хабаров Михаил Владимирович; 40. Радкевич Александр Анатольевич; 41. Успенский Владимир Николаевич; 42. Василенко Павел Владимирович; 43. Суботин Анатолий Сергеевич; 44. Вадильев Анатолий Петрович; 45. Игнатов Игорь Викторович; 46. Микул (возможно - Микуло) Николай Данилович; 47. Мацкевич Зигмунт Викторович; 48. Черных Иван Григорьевич; 49. Егоров Виталий Леонидович; 50. Бремкаускас Юозас Стасио; 51. Хлыбов Олег Леонидович.