Василий Кононов в тюрьме и еще жив, хотя его товарищ Василий Кирсанов скончался в психиатрической лечебнице. Фото ИТАР-ТАСС |
ЕЩЕ ОДНА грустная весть прилетела из Латвии: вчера в возрасте 85 лет в психиатрической больнице от сердечной недостаточности умер бывший сотрудник НКВД Василий Кирсанов. Умер один из тех ветеранов Великой Отечественной войны, что находятся сейчас под следствием в Латвии. Умер, кстати, после того, как несколько дней назад латвийская Генеральная прокуратура сообщила о готовности передать на него дела в суд. Если бы этот суд состоялся, то с учетом настроя латышского правосудия он наверняка завершился бы таким же суровым приговором, что и для Василия Кононова, осужденного в январе на 6 лет строгого режима, апелляцию которого ныне рассматривает Верховный суд Латвии.
Дела Кирсанова и Кононова схожи: оба они во время Второй мировой войны сражались против фашистов. Отличаются они тем, что партизана Кононова осудили за "военные преступления", а Кирсанова не успели осудить за геноцид против латышского народа, преступления против человечности, выразившиеся в его якобы участии в незаконной высылке после войны жителей республики в Сибирь и преследовании членов организаций, считавшихся враждебными советскому строю. Конкретно бывший майор КГБ СССР и фронтовик обвинялся по 93 пунктам, в частности, в подготовке постановлений, возбуждении уголовных дел и оформлении документов, которые впоследствии приводили к вынесению необоснованных приговоров. Согласно подготовленному в ходе расследования обвинительному заключению, по подготовленным Кирсановым документам к смерти были приговорены 32 человека. Один из них - школьник из Даугавпилса - был расстрелян якобы лишь за то, что принадлежал к организации скаутов. По имеющимся у следствия данным, Кирсанов начал свою деятельность в органах в 1941 году в должности помощника оперуполномоченного, работал в основном в двух уездах (Кундига и Даугавпилс), некоторое время состоял в должности начальника уездного отдела МГБ.
Кирсанов, уголовное дело на которого было заведено в ноябре прошлого года, был тогда же арестован с избранием меры пресечения заключение под стражу и фактически все это время вплоть до самой смерти провел в тюремном заключении. В связи с серьезной болезнью Кирсанова позднее мера пресечения была заменена на принудительное содержание в психиатрической лечебнице. Латвийское правосудие не желало оставлять старика в покое, даже несмотря на явное нездоровье Кирсанова, и намеревалось в ближайшее время предать его показательному суду, хотя у подследственного в последнее время наблюдались устойчивые признаки "старческого слабоумия".
"НГ" уже писала о том, что в общей сложности в Латвии было в последнее время заведено около 9 похожих дел, а из латвийской прокуратуры просочились сведения, что там имеются дополнительно материалы еще на 150 потенциальных кандидатов на скамью подсудимых за аналогичные "преступления". Многие бывшие чекисты, проживавшие в Латвии, после первых подобных процессов покинули пределы страны, не желая оправдываться перед латышским "правосудием", другие по разным причинам остались. Этих сейчас и судят. Первому из них было предъявлено обвинение бывшему наркому внутренних дел Алфонсу Новиксу, 1908 года рождения, который умер в тюрьме, не дождавшись вступления в силу приговора суда. Приговор начал действовать в отношении Михаила Фарбтуха, который был приговорен к 5 годам тюрьмы, но его адвокат обжалует приговор в связи с плохим состоянием здоровья своего клиента и добивается отмены приговора. В отношении Василия Кононова приговор тоже еще не вступил в силу, так как после апелляции приговор в настоящее время, как уже было сказано, обжалуется в Верховном суде. Кстати, вчера на проходящем в суде процессе по делу Кононова был сделан перерыв до 25 апреля, после чего суд продолжит проверку и приступит к заслушиванию свидетелей защиты. Это уже прогресс, так как на прошлых процессах слушали только свидетелей обвинения.
Рига-Москва