0
748
Газета В мире Интернет-версия

06.04.2000 00:00:00

Можно ли было сделать лучше?

Тэги: Робертсон, Югославия, НАТО


Джордж Робертсон уверен, что в Рамбуйе сербам был предложен неплохой вариант решения косовской проблемы.
Фото АП

- ГОСПОДИН РОБЕРТСОН, прошел год после того, как были сорваны переговоры в Рамбуйе и страны НАТО прибегли к силовому фактору в урегулировании косовской проблемы. Было время осмыслить, так ли неизбежен был в то время силовой вариант?

- Кое-кто утверждает, что, настаивая на присутствии в Косово международных вооруженных сил во главе с НАТО для осуществления надзора за любым урегулированием, которое будет согласовано в Рамбуйе, Контактная группа лишила югославские власти возможности принять условия соглашений, которые в остальном были вполне приемлемыми. Утверждается также, что предполагалось наделить размещенные на югославской территории силы столь обширными полномочиями, что сербам не оставалось ничего другого, кроме как отклонить эти договоренности.

Союзная Республика Югославия действительно выступала против идеи размещения на ее территории сил во главе с НАТО в качестве гаранта выполнения любого соглашения, однако действия президента Милошевича говорят сами за себя. Международное сообщество должно было учитывать тот факт, что президент Милошевич неоднократно не выполнял предыдущих договоренностей и что присутствие международных сил безопасности было необходимым для того, чтобы гарантировать выполнение соглашений. Кроме того без такого присутствия своего согласия с условиями мирных договоренностей в свою очередь не дали бы косовские албанцы.

Права, которыми такие международные силы должны были бы обладать для того, чтобы действовать на югославской территории, основывались на типовом соглашении о статусе международных миротворческих сил, которое использовалось во многих других случаях. В тот момент вопрос об этих правах не поднимался, поэтому не может считаться причиной срыва переговоров.

Несмотря на положение о присутствии международных сил безопасности, выработанные в Рамбуйе соглашения признавали суверенитет Югославии над Косово и разрешали присутствие в провинции югославской армии и полиции. Соглашение, которое предусматривало закрепление за Косово промежуточного статуса сроком на три года, защищало права всех сторон. В результате отказа югославского правительства добросовестно вести переговоры сербские силы в конечном счете были выдворены из Косово, что явилось гораздо более худшим вариантом по сравнению с тем, что предлагалось в Рамбуйе.

- Были ли военные действия НАТО юридически оправданными без соответствующего мандата Совета Безопасности ООН?

- Некоторые утверждают, что НАТО не следовало принимать мер против Союзной Республики Югославия в Косово без специального мандата Совета Безопасности ООН. Союзников очень сильно волновал вопрос о правовом обосновании их действий. Югославы уже не выполнили многочисленные требования Совета Безопасности в соответствии с главой VII Устава ООН, и в Североатлантическом совете состоялось важное обсуждение, во время которого им были приняты во внимание следующие факторы:

невыполнение югославскими властями требований предыдущих резолюций Совета Безопасности ООН;

предупреждения генерального секретаря ООН об угрозе гуманитарной катастрофы в Косово;

риск возникновения такой катастрофы в условиях отказа Югославии от поиска путей мирного урегулирования кризиса;

слишком малая вероятность принятия следующей резолюции Совета Безопасности ООН в ближайшем будущем;

угроза миру и безопасности в регионе.

В тот момент Совет Безопасности согласился с тем, что у Союза существует достаточное правовое основание для того, чтобы угрожать применением силы и, если потребуется, применить силу против Союзной Республики Югославия.

Если бы НАТО не предприняла никаких действий, югославский режим продолжал бы свои жестокие репрессии против албанского населения Косово. В этом случае тем, кто пережил зверские этнические чистки и суровую зиму, пришлось бы по-прежнему жить в лагерях беженцев за пределами своей страны, а весь регион в ближайшие годы был бы обречен на нескончаемую войну и нестабильность.

- Достаточно ли Союз сделал для того, чтобы избежать "сопутствующего ущерба", и не слишком ли высоко летали самолеты НАТО для того, чтобы действовать эффективно?

- Кое-кто предлагал, чтобы, несмотря на незначительные жертвы среди гражданского населения, НАТО приложила еще больше усилий для защиты мирных жителей. На самом деле, как было разъяснено выше, те, кто планировал операцию в НАТО, проделали очень большую работу для того, чтобы свести к минимуму такие риски в соответствии с законами вооруженного конфликта.

Наряду с определением соответствия каждой цели задачам данной военной кампании выбор оружия производился с таким расчетом, чтобы свести к абсолютному минимуму риск непреднамеренного поражения. Проводилось изучение целей для определения расстояния между предполагаемой точкой нанесения удара и любыми гражданскими объектами. Время для нанесения ударов выбиралось с таким расчетом, чтобы свести к минимуму вероятность нахождения поблизости мирных жителей. Экипажи самолетов действовали в соответствии со строгими правилами применения силы; им предписывалось прекращение любого нанесения удара в том случае, если, на их взгляд, риск так называемого "сопутствующего ущерба" будет слишком высоким. Несмотря на все это, определенных ошибок избежать не удалось, а системы оружия давали сбои. Основное внимание уделялось изучению допущенных ошибок и практическому применению всех усвоенных уроков.

Точные данные о числе жертв среди гражданского населения в результате воздушной кампании никогда не станут известными. К тому же НАТО не имела доступа к районам нанесения ударов за пределами Косово. Однако, по данным независимой организации Human Rights Watch, имели место 90 инцидентов с жертвами среди гражданского мирного населения. Это свидетельствует о том, что менее одного процента от 10 484 совершенных НАТО боевых самолето-вылетов привели к гибели мирных жителей.

Критики утверждают, что принятые меры по снижению риска для экипажей наших самолетов, в соответствии с которыми им запрещалось спускаться ниже определенных высот, затрудняли поиск целей и уменьшали точность нанесения бомбовых ударов. Это не так. Современные системы оружия способны поражать цели с больших расстояний и высот с предельно высокой точностью. Как отмечали сами экипажи самолетов, при полете над зоной досягаемости большинства систем ПВО противника в распоряжении летчиков имеется больше времени для точного определения координат цели, даже для ее облета, перед нанесением удара. К тому же ошибочно думать, что все удары наносились с больших высот. По мере развертывания кампании и когда позволяла обстановка, некоторые самолеты снижались до высоты 6 тыс. футов. Приходилось искать компромисс между рисками и вероятными результатами. Гораздо более важными ограничениями при определении целей были неблагоприятные погодные условия и необходимость избегать непреднамеренного ущерба, а не высота полета.

В конечном счете авиация достигла поставленных перед ней целей. Стратегия сербов, напротив, потерпела неудачу. Сербы надеялись продержаться дольше НАТО и причинить такие потери, которые подорвут общественную поддержку в союзнических странах. Их план провалился, и это стало одной из неудач, которые в конечном счете вынудили их принять требования международного сообщества.

- Утверждается, что кампания НАТО по нанесению бомбовых ударов была плохо спланирована и велась недостаточно эффективно. Каково ваше мнение?

- Некоторые утверждают, что воздушная кампания НАТО должна была проводиться более агрессивно и что следовало бы уже на начальном этапе нанести удары по оплоту югославского режима в Белграде. Другие же критикуют решение НАТО не вводить сухопутные войска для занятия Косово.

Такие споры носят чисто теоретический характер - НАТО одержала победу, следуя избранной ей стратегии. Применение авиации оказалось эффективным. Не следует забывать, что НАТО приняла решение использовать военную силу для достижения ограниченных политических целей - чтобы положить конец насилию и репрессиям, а не нанести Югославии военное поражение. Как уже ранее отмечалось, единственной надеждой президента Милошевича было размежевание в Союзе, поэтому всякая стратегия НАТО должна была быть нацелена на сохранение единства Союза с учетом демократических устремлений всех 19 государств - членов НАТО. Предотвращение ненужных страданий сербского населения также имело очень большое значение для сохранения общественной и международной поддержки действий НАТО.

В связи с ужесточением сербских репрессий в Косово НАТО пришлось оперативно реагировать на это, активизировав проведение воздушной кампании. По мере того как воздушная кампания все более затягивалась, в НАТО и в столицах государств-членов стали всерьез обсуждаться другие военные варианты. Понятно, что страны НАТО не хотели начинать сухопутную операцию, которая отняла бы много времени и была бы трудной и дорогостоящей как в плане потерь личного состава, так в плане денежных средств и военной техники. Тем не менее многие полагают, что при необходимости НАТО пошла бы на этот шаг. Вероятно, президент Милошевич тоже решил, что, если потребуется, мы сделаем это, и не исключено, что это стало одной из причин его капитуляции.

- Существует устойчивое мнение, что НАТО преднамеренно вводила общественность в заблуждение в отношении успеха своих воздушных ударов против сербских сил в Косово. Так ли это?

- Споры о том, сколько сербского оружия и техники было уничтожено, ведутся по сей день. Приводимые данные зачастую противоречат друг другу и необоснованны. В свою очередь, Союз и отдельные государства - члены НАТО внимательно изучили эффективность воздушной кампании, чтобы извлечь из нее необходимые уроки. 16 сентября 1999 г. Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк провел брифинг для прессы, посвященный результатам работы Группы по оценке эффективности операции НАТО в Косово. На этом брифинге он заявил, что НАТО удалось уничтожить 93 танка, 153 бронетранспортера, 339 военных транспортных средств, 389 артиллерийских установок и минометов.

В июне, когда конфликт еще не был завершен, сообщалось об уничтожении 120 танков, 314 артиллерийских установок и 203 БТРов. Учитывая крайнюю трудность оценки результатов во время боевых действий и при отсутствии сухопутного доступа в зону конфликта, эти цифры вполне сопоставимы с более поздними оценками и свидетельствуют о том, что НАТО делала все возможное для того, чтобы давать точную информацию даже во время конфликта. Следует также отметить, что, несмотря на то что у сербов в Косово по-прежнему оставались многие сотни бронемашин, большая часть из них в течение всего конфликта была спрятана.

Численные данные - это не главное. Когда генерала Кларка спросили, сколько целей было уничтожено НАТО, он ответил одним словом: "Достаточно". В общем и целом воздушная кампания НАТО вынудила президента Милошевича согласиться с требованиями международного сообщества, и политические цели Союза были достигнуты. Именно это в конечном счете и является главным мерилом успеха НАТО.

- Воздушная кампания НАТО, как утверждают некоторые наблюдатели, сама вызвала этнические чистки, которые с ее помощью планировалось остановить?

- Кое-кто заявляет, что воздушная кампания НАТО ускорила жестокие этнические чистки, насилие и массовый исход беженцев. Это не подтверждается фактами. Как следует из доклада ОБСЕ/БДИПЧ, проводившиеся по указанию президента Милошевича этнические чистки в Косово были тщательно спланированы и отрепетированы. Им предшествовало наращивание военной силы, которое шло полным ходом даже во время проведения переговоров в Рамбуйе. Полученные впоследствии разведданные свидетельствуют о том, что у Милошевича была заранее спланированная стратегия (операция "Подкова") по выдворению из Косово албанского населения.

Нам также известно, что Милошевич пытался реализовать эту зверскую стратегию этнических чисток, но потерпел неудачу. Эти беженцы теперь вернулись домой. Вместо того чтобы прятаться в горах, сидеть в лагерях беженцев или рассеяться по всей Европе, огромное большинство косовских албанцев возвратились домой в течение нескольких месяцев. Для сравнения: по некоторым данным, в Боснии и Герцеговине по-прежнему находится треть миллиона беженцев, а численность внутренне перемещенных лиц более чем в два раза превышает это число. Решительный и своевременный ответ НАТО и международного сообщества позволил разорвать зловещую спираль насилия в тот момент, когда оно было в самом разгаре.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
800
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1060
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
848
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
692

Другие новости