0
957
Газета В мире Интернет-версия

22.03.2000 00:00:00

С ковров и икры сняты санкции

Тэги: США, Иран


ОБЪЯВЛЕННЫЕ Белым домом в конце прошлой недели шаги по началу размораживания отношений с Ираном можно смело расценивать как победу Тегерана.

В минувшую пятницу в одном из гранд-отелей Вашингтона состоялось заседание Американо-иранского совета. С приветственной речью перед представителями полуторамиллионной иранской диаспоры выступила госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Уже накануне мероприятия стало известно, что Белый дом планирует на нем обнародовать свои новые шаги по налаживанию взаимоотношений с Исламской Республикой Иран.

Контакты между двумя странами были разорваны сразу после победы Исламской революции 1979 года. Тогда группа иранских студентов захватила американское посольство, сожгла государственный флаг и более года удерживала в заложниках дипломатов. Американцы не остались в долгу. В отношении Ирана были введены санкции. Один из примеров: к своим и сотрудничающим с ними европейским компаниям, которые инвестировали в сектор энергетики Ирана более 20 миллионов долларов, применялись карательные меры. С 1987 года Вашингтон ввел запрет на импорт иранских ковров, икры и других ненефтяных продуктов.

Ситуация не менялась вплоть до 1997 года, когда в результате президентских выборов страну возглавил сторонник реформ Мохаммад Хатами.

На его призыв "диалога цивилизаций" первыми откликнулись европейцы. Сначала итальянский министр иностранных дел Ламберто Дини был отправлен в разведку в Тегеран, следом за ним, игнорируя грозные окрики США, в ИРИ устремились остальные руководители ведущих государств Европы. Подталкиваемые своими деловыми кругами, политики торопились успеть получить выгодные контракты и заверить в своей лояльности власти ИРИ. Никого уже не останавливали действующие санкции. Так, только в прошлом году французские и итальянские фирмы заключили с Иранской государственной нефтяной компанией контракт на 540 миллионов долларов. Годом раньше французы сумели получить подряд на 600 миллионов долларов.

Осознав, что Ирану удалось своими силами прорвать блокаду, США были вынуждены предпринять конкретные шаги, дабы не оказаться на обочине разворачивающейся на их глазах деловой активности.

В последнее время из Вашингтона зазвучали голоса об удовлетворении развитием политических процессов в Иране, приветствовались результаты февральских выборов в местный парламент, где три четверти мест получили сторонники курса реформ. Но в то время, пока американцы похваливали, европейцы действовали.

Американцы дрогнули. Выступая на собрании Американо-иранского совета, госсекретарь Олбрайт объявила, что принято решение снять запрет на поставки иранских ковров, икры, фисташек и сухофруктов. Иран также получил право закупать у американцев зерно и медикаменты.

Глава внешнеполитического ведомства также пообещала, что в будущем может быть рассмотрен вопрос о разблокировании иранских счетов в банках Соединенных Штатов, замороженных после 1979 года. При этом не шло и речи о снятии эмбарго на поставки нефти и газа из ИРИ, доход от которых составляет 85% иранского экспорта, в то время как ковры - лишь 2,5%.

Помимо экономических вопросов, Олбрайт в своей речи не могла обойти вниманием и политические аспекты. Она традиционно подвергла Тегеран критике за пособничество международному терроризму (как известно, Иран стоит одним из первых в американском списке стран, поддерживающих терроризм), за финансирование и лоббирование организаций, срывающих ближневосточный мирный процесс, за разработку оружия массового поражения, в том числе ядерного. Госсекретарь также обрушилась на иранские спецслужбы и Корпус стражей Исламской революции (КСИР), которые заняты, по ее мнению, преследованием неугодных лиц как внутри страны, так и за ее пределами.

Со своей стороны, Мадлен Олбрайт признала вину США за участие в государственном перевороте 1953 года, в результате которого при содействии ЦРУ был свергнут популярный в стране левый премьер-министр Мохаммед Мосаддык, а также выразила сожаление за помощь Ираку в ирано-иракской войне 1980 года. При этом Олбрайт отметила важную роль Ирана в регионе, на Кавказе и Центральной Азии. Особое место она отвела Тегерану в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Таким образом были обрисованы зоны первоочередных стратегических интересов США.

Реакция Ирана была, с одной стороны, сдержанной, с другой - крайне раздраженной. Официальный представитель МИДа Хамид Реза Асефи заявил: "Тегеран считает предпринятые США шаги позитивными и приветствует их". В свою очередь, секретарь Высшего совета национальной безопасности Хасан Роухани назвал критику Вашингтона постыдным вмешательством во внутренние дела страны и продолжением действий по навязыванию американской политики.

Невысокую оценку озвученных Олбрайт инициатив дали и сами иранские предприниматели: "Решение США снять запрет на продажу ковров и других ненефтяных продуктов принесет лишь незначительную прибыль. В первую очередь обогатятся дилеры Европы и Канады, которые наводнят американский рынок. Мы же начнем получать доход нескоро, когда оскудеют их склады".

Действительно, предпринятые Соединенными Штатами шаги можно назвать чисто символическими. Обескровленная в результате блокады экономика Ирана сегодня нуждается в мощных вливаниях. В стране, где, по официальным данным, безработица составляет 16%, а уровень инфляции доходит до 22%, в первую очередь нужно реконструировать и модернизировать нефтегазовый комплекс. Нужны инвестиции, нужен режим благоприятствования. Это не отвечает интересам США, которые, стремясь сломить Иран, прикладывают огромные усилия по нейтрализации его участия в стратегических проектах по прокладке транзитных маршрутов экспорта нефти и газа из Центральной Азии и Кавказа на Запад.

Будучи в Иране, я неоднократно слышала предложения с иранской стороны в адрес России принять более активное участие в восстановлении национальной экономики страны. Тегеран уже долгое время держит открытыми двери для Москвы. Возможно, в этой связи России нужно брать пример с европейцев, которые, невзирая на нажим со стороны США, борются за свои национальные интересы. И, как показывает практика, успешно...

В ответ на неоднозначную реакцию Тегерана Олбрайт заявила: "Я ожидала, что ответ будет именно такой. Я понимаю, что быстрые изменения невозможны, смягчение санкций не даст большой выгоды для экономики США, но принесет пользу Ирану и подтолкнет иранский народ к переменам".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
573
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
719
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
607
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
491

Другие новости