Сцены разборок между полицейскими и арабской молодежью - частое явление на улицах не только
Хеврона, но и многих других израильских городов. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ОБСТАНОВКА в Хевроне очень напряженная. Улица Шуада в центре города, на которой и расположено еврейское поселение Хеврона, со всех сторон окружена блокпостами израильских войск. На глазах приехавших сюда журналистов военные вытаскивают из автомашины молодого водителя-араба. Его прижимают вплотную к кабине, один из солдат тычет арабу в лицо дулом М-16, затем бьет его прикладом. В глазах юноши страха нет, зато есть ненависть, причем "бьющая через край".
Наш добровольный гид, житель этого поселения Шмуэль Мучник, кажется, не обращает на происходящее никакого внимания, а продолжает спокойно идти дальше, в сторону возвышающейся над городом Гробницы Патриархов. Пытаюсь все-таки выяснить у него, что же происходит. Получаю ответ, что ничего особенного, здесь почти всегда так. Армия стремится держать местное население в "ежовых рукавицах", причем как палестинцев, так и евреев. Действительно, уже через несколько минут солдаты оставили араба в покое и переключились на разгон еврейских поселенцев, организовавших на том же углу улицы акцию протеста. Поселенцы были недовольны тем, что за день до этого в квартале, "на глазах у солдат", угнали две автомашины.
Шмуэль Мучник - ветеран еврейского квартала Хеврона. Он живет здесь вместе с семьей уже 18 лет, почти сразу после переезда в Израиль. До этого он был москвичом и жил в Филях. Всего же в доме "Бейт-Адасса" на улице Шуада сейчас обитает 60 еврейских семей, или около 400 человек. Многие семьи прибыли из бывшего СССР, три - из Москвы. Это все еврейские жители Хеврона. Палестинцев в городе намного больше. Точное их число, вероятно, не знает никто. Называют цифры сто или двести тысяч.
Мучник занимает квартиру, в которой до еврейского погрома 1929 года жила семья аптекаря. Она погибла мучительной смертью. Сведения об этом есть в местном музее, который наш добровольный гид создал в одном из помещений "Бейт-Адассы", где раньше, как рассказывают, находилась местная больница. Жестокость событий более чем семидесятилетней давности потрясает. Однако, как считает Мучник, других помещений в "Бейт-Адассе" нет, то есть все квартиры как-то связаны с тем самым погромом, а жить здесь евреи "просто обязаны", поскольку "Хеврон - еврейский город".
Палестинцы считают иначе. Они убеждены, что Хеврон принадлежит им. Во всяком случае, после событий 1929 года евреев здесь не было почти сорок лет. Они вернулись уже после "шестидневной войны" 1967 года. Основная масса еврейских поселенцев живет в крупном поселении Кирьят-Арба, которое примыкает к Хеврону. И только 60 "самых верных сионистской идее" семей - в "Бейт-Адассе".
Причем примкнуть к этой общине может далеко не каждый желающий. Любая кандидатура рассматривается на общем собрании, которое и принимает решение, достойна ли та или иная семья жить в "Бейт-Адассе". Для этого она должна доказать, что для ее членов "сионистская идея важнее всего в жизни".
Несколько раз в Израиле ставился вопрос о том, чтобы перевести эти семьи в другой район страны, хотя бы в Кирьят-Арбу. Однако все подобные планы незамедлительно встречали самый решительный отпор со стороны самих поселенцев. Вот и приходится держать в городе чуть ли не тысячи солдат - как считают некоторые израильтяне, столько же, сколько их на юге Ливана.
Обитатели "Бейт-Адассы" явно в обиде на армию и полицию. Они убеждены, что израильские солдаты и полицейские ведут себя по отношению к еврейским поселенцам несправедливо. Как, в частности, рассказала нам активистка поселенческого движения жительница Хеврона Орит Струк, солдаты разрешают евреям передвигаться только по нескольким улицам города, зато палестинцы ходят куда хотят, в частности, фланируют "туда-сюда" прямо под окнами "Бейт-Адассы". Орит Струк рассказала нам о случае, когда в окно еврейской семьи была брошена бутылка. Глава семьи поймал бросившего ее араба и привел его в полицейский участок, где против него же самого было возбуждено уголовное дело, а араба отпустили.
Мы сидим в здании "Мерказ-Гутник", служащем своеобразным культурным центром еврейской общины в Хевроне. Напротив - Гробница Патриархов, величественный огромный комплекс, где, согласно преданиям, погребены все три Патриарха со своими женами - Авраам с Саррой, Иаков с Лией и Исаак с Ревеккой. Народная молва гласит, что здесь также похоронены Адам и Ева.
Гробница одинаково почитается и иудеями, и мусульманами и, к большому сожалению, является, очевидно, главным объектом вражды между ними в городе. Тем более что, как считают евреи, построенная в комплексе мечеть занимает часть площади, некогда принадлежавшей синагоге. Поэтому "напряженка" вокруг Гробницы существует практически постоянно. Из окон "Мерказ-Гутник" хорошо видно, как группа палестинских подростков издевается над охраняющими подходы к комплексу израильскими солдатами. Подростки не только "корчат рожи" и выкрикивают в адрес солдат обидные слова, но и бросают в их сторону камни. Рослые ребята пытаются "не замечать" происходящего, но и у них нервы сдают. Один из солдат бросает камень в ответ, но явно в сторону, чтобы ни в кого не попасть. В противном случае придется "отвечать по всей строгости". В конце концов подростки уходят. Они идут демонстративно медленно и гордо.
Темнеет. Неожиданно с разных сторон городских кварталов звучат выстрелы. "Что это, стреляют?" - задаю я вопрос Орит Струк. Кажется, она ничуть не удивлена происходящим. Мне объясняют, что стрельба в городе вовсе не всегда означает какое-то столкновение между группами людей. Скорее всего, где-то что-то отмечают, возможно, рождение ребенка или свадьбу. В таком случае у палестинцев принято палить в воздух из всевозможного оружия - пистолетов, ружей и даже автоматов. А оружия в городе хватает.
Еврейские поселенцы Хеврона в большинстве своем выступают против израильско-палестинских переговоров, в результате которых Израиль должен уйти со многих территорий Западного берега реки Иордан, в том числе и тех, которые находятся в непосредственной близости от города. Многие здесь считают, что чуть ли не держат в Хевроне "последнюю линию обороны".
Шмуэль Мучник рассказал нам историю, что в начале века 11 еврейских семей из Бессарабии приехали в Палестину и решили поселиться в большом арабском поселке на берегу моря. Там жили 23 тысячи палестинцев, согласно утверждению Мучника, отнесшихся к новым соседям довольно враждебно. Евреям многие говорили, что они не смогут там жить, но семьи остались. Название этого поселка - Хайфа. Сейчас это третий, после Иерусалима и Тель-Авива, по величине и числу жителей город Израиля, крупнейший порт - ворота страны. Живут в Хайфе в подавляющем большинстве евреи. Арабы же были изгнаны оттуда еще в конце сороковых годов. Точнее, как рассказывают израильские гиды, возящие экскурсии в Хайфу, палестинцы сами тогда ушли по призыву своего руководства, обещавшего им, что можно будет вернуться в город уже через пару недель. До сих пор в центре Хайфы осталось множество зияющих пустыми окнами домов арабов. Как подчеркивают гиды, в Израиле их не трогают, поскольку здесь "уважают права частных собственников". Однако, тут же добавляют они, пятьдесят лет уже прошло, хозяева не вернулись и, согласно израильскому законодательству, дома уже можно сносить, а на их месте строить новые - для израильских семей.
Конечно же, логику хевронских поселенцев в Израиле разделяют далеко не все. Многие люди считают, что необходимо жить в мире с палестинцами, как и вообще со всеми арабскими соседями. А для этого необходимы уступки и переговоры.
Причина такой позиции во многих случаях вовсе не связана с какими-то идеологическими убеждениями. Просто довольно большому числу израильтян в принципе надоела напряженность. Они устали от террористических актов, от постоянного ощущения возможности новой войны. В Израиле, рассуждают люди, также можно организовать нормальную, зажиточную и спокойную жизнь, как в Европе или США. Уже, дескать, хватит постоянно твердить о "верности сионистским идеям", "жить борьбой", "крепить патриотизм" и "отказывать себе в радостях жизни". Тем более что в стране в последние годы появляется все больше богатых людей, которые многое могут себе позволить. И в большинстве своем эти люди, как убеждены они сами, мало чем отличаются от европейцев или американцев. Поэтому, дескать, они достойны того, чтобы "жизнь не проходила мимо". То есть надо жить в хороших домах, отлично питаться, ездить на дорогих автомашинах, позволять себе заграничные поездки, веселиться и вообще... радоваться жизни. Наступают, дескать, новые времена...
- И все-таки жить здесь явно приятнее, не правда ли?- обратился я с вопросом к израильским коллегам, принимавшим участие в поездке.
Многие согласно закивали головами. Однако некоторые от ответа воздержались. Наступила пауза.
- Естественно, вам, российскому гражданину, может быть и непонятно, во имя чего израильтяне живут в Хевроне, - наконец нарушил молчание один из журналистов. - Но это не так и важно. Хуже, когда это уже начинают не понимать многие евреи...
Тель-Авив