Российские военные первыми вошли в Косово в составе сил КФОР. Фото АП |
- ГОСПОДИН МИНИСТР, в течение двух с половиной месяцев Союзная Республика Югославия оставалась один на один с военной машиной Североатлантического альянса. Какова ваша оценка тех событий?
- Блок НАТО выступил в качестве инструмента неоимпериалистической политики Соединенных Штатов Америки. Что касается целей проведенной альянсом операции, то они очевидны: жестоко наказать сербов и черногорцев, решительно защищавших право на то, что гарантирует Устав ООН, - свободу, независимость и территориальную целостность своего государства. Это кровавый крестовый поход 19 весьма развитых и могущественных стран против небольшого народа, причем с использованием ультрасовременных систем вооружений.
Факты уже известны, но нелишне будет еще раз обратиться к ним. За 78 дней вооруженной агрессии Североатлантический альянс задействовал против СРЮ 1200 самолетов, совершивших 26 300 авиавылетов. Было нанесено 2300 воздушных ударов по 995 гражданским и военным объектам. Суммарная мощность боеприпасов, использованных НАТО при атаках объектов на территории СРЮ, составила около 21 700 тонн тротила. Одновременно с ударами авиации, выполнявшимися с безопасных для самолетов высот, воздушная и морская группировки НАТО осуществили свыше одной тысячи пусков крылатых ракет типа "Томагавк".
Хотя альянс и располагал исключительно мощным и точным оружием, тем не менее имел место "значительный побочный эффект" - именно так официальные лица альянса называли жертвы среди мирного населения и атаки гражданских объектов. В результате варварских бомбардировок было разрушено свыше 100 мостов и уничтожено около одной трети промышленного потенциала СРЮ.
- Как вы можете охарактеризовать действия югославских Вооруженных сил?
- Они действовали организованно и решительно, так как были уверены в своей правоте. Несмотря на грязную и лживую пропаганду противника, нам удалось добиться исключительного единения народа. Армейские и милицейские части сражались героически. Хотя значительное неравенство сил было налицо, в тактическом и оперативном отношении наши ВС превосходили агрессора. Эффективно работала югославская система ПВО. Удалось сбить 61 самолет, 30 беспилотных летательных аппаратов, семь вертолетов и 238 крылатых ракет. Ракетой "Нева" был сбит самолет-"невидимка" F-117А. При этом удалось сохранить почти нетронутыми свои воинские части, сберечь личный состав, боевую технику и материальные запасы.
- В настоящее время Югославия испытывает значительные финансовые трудности, действует эмбарго. Удается ли в этих условиях поддерживать достаточный боевой потенциал ВС СРЮ?
- Я бы никому не рекомендовал его проверять. Югославская армия стояла за правое дело, поэтому, несмотря на многочисленные трудности, боевая мощь наших войск, моральный дух солдат и офицеров возросли и укрепились. У нас мощная армия, прекрасно обученная. Сейчас приступаем к процессу реорганизации ВС, которая призвана существенно увеличить их боевую эффективность. Наличие современных систем вооружений и военной техники будет действовать отрезвляюще на любого потенциального агрессора. В процессе модернизации нашей армии и системы обороны в целом мы рассчитываем на значительную поддержку Российской Федерации, с которой нас связывает длительное сотрудничество в военной сфере.
- Вы удовлетворены уровнем этого сотрудничества?
- В настоящее время есть определенное противоречие: с одной стороны, за последнее десятилетие СРЮ нуждалась в современном и эффективном оружии, которым располагает Российская Федерация, так как наша свобода все время оказывалась под угрозой. С другой стороны, Россия четко придерживается эмбарго на поставки оружия Союзной Республике Югославия, следуя резолюции Совета Безопасности ООН. Мы же это эмбарго считаем несправедливым и противоречащим принципам международных отношений, поскольку элементарным правом каждого государства является защита, если его безопасность оказывается под угрозой или в случае проявления агрессии. При этом всем хорошо известно, что западные и арабские страны данное эмбарго не соблюдали и непрерывно вооружали врагов сербского и черногорского народов.
Наконец, у Союзной Республики Югославия с российской стороной были подписаны и ратифицированы многие соглашения и договоры, реализация которых не осуществлялась главным образом из-за эмбарго. Время колебаний и нерешительности прошло. Хотелось бы надеяться, что идущая в РФ переоценка нынешних реалий в сфере международной и внутренней безопасности и наметившийся рост экономической мощи в вашей стране повлияют на то, что российско-югославское военное, военно-техническое и научно-техническое сотрудничество в области обороны приобретет новое качество и содержание.
Имеется в виду вот что. После агрессии НАТО против Югосла- вии мир постепенно возвращается к равновесию. У небольших государств и народов это пробуждает надежду на то, что они будут жить при более справедливом международном порядке. Мы внимательно следим за действиями на военно-политической арене Китайской Народной Республики и Российской Федерации, поскольку эти две сверхдержавы продемонстрировали решимость противостоять гегемонии США и НАТО. Мы уверены, что только равновесие сил может гарантировать спокойствие и развитие в мире.
Во-вторых, Союзное правительство и Союзная скупщина приняли постановление о присоединении СРЮ к Союзу России и Белоруссии. Оно открывает перспективу совместного подхода к вопросам обороны и защиты собственного и общего суверенитета. Несмотря на все ограничения, сопровождающие наше сотрудничество, я с удовлетворением отмечаю, что еще никогда наши страны не были настолько близки и взаимно ответственны за судьбы своих народов.
В-третьих, хотелось бы напомнить, что с исторической точки зрения Балканы имеют исключительно важное значение для России. В этом регионе Россия то утверждалась как великая держава, то теряла этот статус. У народов Союзной Республики Югославия велико желание, чтобы Россия и сегодня, и в будущем утвердилась на Балканах, чтобы она была в военном и экономическом плане могущественной и современной, чтобы наш будущий альянс был облагорожен такими ценностями, которые смогут гарантировать нам мир, развитие и демократию.
- Резолюцией 1244 Совет Безопасности ООН гарантировал СРЮ, что военно-политическое руководство в Косово осуществляет Белград. Однако практические действия КФОР и миссии ООН в крае нельзя назвать иначе, как поддержка албанцев в построении независимого государства.
- Не соблюдаются, к сожалению, ни дух, ни буква данной резолюции, которую мы приняли в надежде на то, что Организация Объединенных Наций захочет и сумеет, защищая сербов, черногорцев и другие неалбанские этнические группы в Косово и Метохии, оградить и себя от обвинений в том, что превратилась в вассала США и НАТО.
Понятно, однако, что КФОР и миссия ООН пытаются сегодня осуществить то, чего блок НАТО не добился с помощью самолетов и ракет. Так, спустя полгода с момента входа сил КФОР в Косово и Метохию оттуда изгнано более 200 тысяч сербов, более пятисот убито и около шестисот похищено.
На данном этапе мы требуем лишь последовательного выполнения резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Убежден, что сербский и черногорский народы никогда не оставят свой вековой очаг, свое культурное, духовное и государственное святилище - Косово и Метохию, где на протяжении тысячелетия было воздвигнуто более 1400 церквей и монастырей, которые в настоящее время беспощадно разрушаются и оскверняются албанскими вандалами.
И, пожалуй, самое главное: все происшедшее и происходящее в Косово и Метохии является ярким предупреждением России в связи с ситуацией в Чечне. Нельзя забывать и о том, что Соединенные Штаты в своем походе за мировое господство целенаправленно вызывают кризисы и управляют ими.
- Какое значение имеют прошедшие в декабре 1999 года в Белграде переговоры между министром обороны РФ маршалом Игорем Сергеевым и военно-политическим руководством СРЮ?
- Маршала Игоря Сергеева я считаю искренним другом Союзной Республики Югославия, то есть Сербии и Черногории, и замечательным собеседником. Каждая наша встреча была весьма плодотворной. В Белграде у нас состоялась детальная беседа о дальнейшем развитии и о новых моделях военно-экономического и научно-технического сотрудничества в сфере обороны. Наши оценки военно-политической ситуации в мире совпадают. И маршал Игорь Сергеев, и я, со своей стороны, настроены повысить уровень сотрудничества, чтобы свобода, мир и нормальное развитие наших государств и народов были гарантированными. Мы готовы способствовать строительству безопасного мира, который зиждется на праве всех людей жить и трудиться свободно.
Белград-Москва
(Полный текст интервью публикуется в сегодняшнем номере "Независимого военного обозрения.)