"РОССИЯ слишком слаба, чтобы противостоять нам". Именно так аргументировал "прагматичность и реализуемость" своего предложения о создании содружества тюркских государств министр Турции по связям с тюркоязычными республиками бывшего СССР Абдулхалук Чей. Он, как сообщает агентство Рейтер, заявил 19 января в Анкаре, что Турецкая Республика - "преемница Великой Османской Империи" - может и должна создать союзное объединение с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном, даже если ценой тому станет резкое усиление турецко-российской конфронтации.
Более того! Турецкий министр выразил надежду на то, что в будущем в "Тюркское Содружество" удастся включить славянскую Украину и, если повезет, исламский Иран. "Мы, Османская Империя, веками правили этими территориями", - заявил Чей, подчеркнув при этом, что современная Турция обязана выполнить свою "историческую миссию старшего брата стран региона".
"Без комментариев". Именно под таким грифом можно было поместить сообщение об этом беспрецедентном заявлении турецкого министра. Скорее всего, если предложение Чея получит широкий международный резонанс, то официальная Анкара - президент, премьер-министр или же глава турецкого МИДа - отделается традиционным заявлением о том, что Абдулхалук Чей, дескать, выражал свое личное пожелание.
Однако на самом деле турецкий министр не сказал ничего нового. Анкара никогда не отрекалась от своих имперских амбиций, а пантюркизм никогда не переставал быть доминантным направлением политики Турции. Очевидная "ценность" этого предложения Чея заключается в том, что оно самым непосредственным образом раскрывает суть последних заявлений высшего политического руководства Турции. В канун Нового года глава турецкого внешнеполитического ведомства Исмаил Джем сообщил, что на нынешнем этапе приоритетами внешней политики Анкары становятся Кавказ и Центральная Азия. Далее последовало известное заявление президента Демиреля о том, что Турция должна стать ведущей региональной державой, борющейся за мир, стабильность и экономическое процветание всех без исключения стран региона. А в одном из интервью турецкой прессе премьер-министр этой страны Бюллент Эджевит заявил, что считает Сулеймана Демиреля "отцом Кавказа". Правда, сам Демирель оказался скромнее и стал общаться с дружественными ему лидерами двух закавказских республик "на равных". Грузинские и азербайджанские СМИ особо подчеркивали тот факт, что в ходе своих последних переговоров президент Турции обращался к Шеварднадзе и Алиеву как "брат Эдуард" и "брат Гейдар".
Примечательно, что заявление турецкого министра Чея последовало сразу по завершении состоявшихся в Анкаре переговоров замминистра иностранных дел России Ивана Иванова с главой МИД Турции и другими официальными лицами. Сообщалось, что на этих встречах, в частности, обсуждались проблематика урегулирования конфликтов на Кавказе и общие тенденции развития ситуации в регионе. Немаловажное значение имеет и тот факт, что с предложением о создании "Тюркского Содружества" турецкий министр выступил за несколько дней до предстоящего саммита СНГ в Москве. В Турции почти уверены, что эта встреча глав государств содружества ознаменуется укреплением позиции Москвы и, в частности, усилением российского влияния в Закавказье. А это, естественно, может поставить под вопрос "ведущую роль Анкары в регионе".
Очевидно, что великодержавное соперничество на Кавказе обретает еще более острую форму. Однако, как и всегда, одной из первых жертв нагнетания имперских амбиций и, в частности, пантюркизма может стать Армения - естественное географическое, военно-политическое и этническое препятствие на пути создания "Тюркского Содружества". Заявление Абдулхалука Чея может вызвать в армянском обществе панический страх повторения трагедии начала ХХ века - осуществленного правительством Османской Турции геноцида, жертвами которого стало более полутора миллионов безвинных армян. На государственном уровне это может стать результатом еще большей активизации усилий официального Еревана, направленных на международное признание и осуждение преступления геноцида. Такая перспектива не может не беспокоить Турцию. Быть может, именно поэтому политика Анкары в отношении Еревана в последнее время стала приобретать характер явного флирта.
С сенсационным заявлением выступило на днях Министерство образования Турции. Ряд турецких специалистов отправлены в Санкт-Петербургский университет для изучения армянского языка с целью дальнейшего основания кафедры армянского языка и литературы в Университете Анкары. По словам его проректора, профессора Али Эркана Эрке, уже через шесть месяцев первая за всю историю кафедра арменистики в турецком вузе станет готовить соответствующие кадры. Любопытно, где и в чем они будут задействованы.
Ереван