0
16339
Газета В мире Интернет-версия

10.12.1999 00:00:00

Ельцин напомнил Клинтону и миру: Россия остается ядерной державой

Тэги: Ельцин, Китай, Цзэмин


"Билл Клинтон вчера позволил себе надавить на Россию. Он, видимо, на секунду, на минуту, на полминуты забыл, что такое Россия, что Россия владеет полным арсеналом ядерного оружия, и поэтому решил поиграть мускулами", - этой фразой Борис Ельцин при молчаливом согласии своего китайского коллеги Цзян Цзэминя подвел очень жирную черту подо всей критикой, которая раздавалась в последние дни в адрес Москвы в связи с ее действиями в Чечне из Европы и Соединенных Штатов. По форме это заявление выглядит несколько странным и напоминает о многочисленных "ляпах" Ельцина в его международных поездках - накануне Клинтон как раз выступил с заявлением, в котором фактически встал на сторону России в вопросе о возможном введении санкций, поднятом Евросоюзом. (Днем ранее о контрпродуктивности санкций говорил и пресс-секретарь Белого дома Джо Локхарт.) Возможно, имелись в виду слова Клинтона о том, что Россия "дорого заплатит" за войну в Чечне, но в российских СМИ они были явно вырваны из контекста и уж, по крайней мере, прямой угрозы в адрес Москвы в них не содержалось. Более того, в нынешних условиях американский президент по сравнению с лидерами европейских стран высказывается по чеченской теме достаточно сдержанно.

Но несмотря на эту, мало кем замеченную неточность, президент России оказался прав. Прав по сути. И прав вдвойне, потому что произнес эту фразу в Китае. Окончательную ясность в это внес сопровождающий Ельцина министр иностранных дел Игорь Иванов, пояснив, что жесткое заявление президента "связано с тем, что в последнее время раздаются различного рода выступления, высказывания в адрес России", авторы которых "под различными предлогами пытаются диктовать России, как ей решать сугубо внутренние проблемы".

Президент был прав, когда напомнил всему миру, что Россия - ядерная страна. Жаль, конечно, что об этом приходится напоминать, но не Ельцин в этом виноват. А в том, что именно Клинтона, своего "друга" он выбрал объектом для критики, виноват и сам американский президент, возглавляющий список борцов за американское лидерство в мире, за создание однополярного глобального устройства.

И логику эту президент РФ подтвердил продолжением критики: "Не было и не будет такого, чтобы Билл Клинтон один диктовал всему миру, как жить, как трудиться, как работать, как отдыхать". Кроме этого, Ельцин отправил Клинтону еще один важный "месседж": Россия и Китай договорились, что "многополюсный мир - основа всему", и - внимание вашингтонским стратегам - "мы будем диктовать миру, как жить, а не один он".

Билл Клинтон, похоже, не ожидал такого заявления Ельцина. Отвечая на просьбу журналистов прокомментировать высказывание российского коллеги, президент США заявил, что он помнит о российском ядерном оружии. "Я не забыл об этом. Давайте не говорить о том, что произносят лидеры, и о всех этих словах критики, а сосредоточимся на том, что делает страна... Я не согласен с тем, что там (в России. - "НГ") происходит, и я думаю, что обязан сказать об этом... Я думаю, что он (Ельцин. - "НГ") не забыл, что Америка является великой страной, когда он не согласился с тем, что я сделал в Косово".

Конечно, заявления о стратегическом партнерстве, о желании выступать как единая сила могут реализовываться достаточно долго. Можно вспомнить, что обещанное лидерами (по настоянию Ельцина) увеличение объема двусторонней торговли до 20 млрд. долл. так и осталось лишь благим пожеланием. Да и тендер на участие в работах по строительству гигантского каскада АЭС "Три ущелья" на реке Янцзы российские компании проиграли - китайцы отдали предпочтение западным компаниям. Есть и другие примеры. Но в данный момент объединение восточных гигантов перед опасностью западной, прежде всего американской, геополитической диктатуры оказалось весьма кстати.

Череда событий - подписание Договора о создании союзного государства с Белоруссией, очень сильные заявления во время визита в Китай, получение поддержки этой страны - призвана, как представляется, продемонстрировать Западу абсолютную реальность осуществления идей о создании различных политических конфигураций в ближайшем будущем. Будет ли это "ось Минск - Москва - Пекин", о которой говорил Александр Лукашенко, или "треугольник Россия - Индия - Китай" Евгения Примакова, или какая-либо иная, более сложная конструкция, сказать сложно. Но в Соединенных Штатах и Западной Европе, вероятно, не рады тому, что собственными же руками, как выясняется, они лепят из русских и китайцев себе единого врага, причем потенциально не менее мощного, нежели евроатлантическая империя с ее огромными внутренними противоречиями, причем не только экономического характера. Причем лидеры этих восточных гигантов несколько отличаются в своих философских воззрениях от западных политиков и побряцать ядерным оружием зазорным не считают. Хорошо это или плохо с моральной точки зрения - вопрос отдельный.

Но то, что в тактическом плане резкие заявления Ельцина должны отрезвить Запад, для России безусловный плюс. Надо полагать, что президент достаточно мудр, чтобы понимать, что угроза в данном случае не должна повторяться слишком часто. Иначе ее либо перестанут воспринимать как таковую, либо могут испугаться настолько, что побыстрее начнут приводить в действие свои угрозы - введение санкций, например.

Похоже, что визит в Китай в нынешних условиях оказался очень кстати. И крайне важно, что президент нашел в себе силы полететь в Пекин. Результаты уже налицо. Крайне важно и то, что в Пекине, и именно от Цзян Цзэминя Ельцин получил подтверждение полной поддержки Китаем всех действий России в Чечне.

Еще совсем недавно аналитики госдепартамента и многие американские политологи успокаивали себя тем, что между Китаем и Россией достаточно много скрытых и явных противоречий, в том числе и по территориальному вопросу. Но события этого года лишь сблизили позиции двух стран. Москва и Пекин тандемом выступили против агрессии НАТО на Балканах. А теперь еще больше сблизились. Лидеры на своей встрече отметили, что после подписания вчера российско-китайских пограничных протоколов между Москвой и Пекином фактически нет ни одной проблемы, которая могла бы мешать дальнейшему всестороннему развитию отношений. Помимо поддержки российской позиции по Чечне, на самом высоком уровне Ельцин получил союзника и в вопросе о Договоре по противоракетной обороне. Сегодня лидеры России и Китая еще раз напомнят об этом в своем совместном заявлении, которое будет принято по итогам этой второй неформальной встречи Ельцина и Цзяна. Да и вообще в нынешних условиях это заявление может стать куда более сильным козырем, чем в свое время Совместное заявление о стратегическом партнерстве, которое воспринималось как один из ответов на расширение НАТО.

Интересно, что Борис Ельцин, осознавая ценность этого визита, его итогов, да и каждого сказанного в период переговоров слова (особенно публично), демонстрирует крайнюю степень личного расположения к Цзян Цзэминю, премьеру Чжу Жунцзи, Китаю в целом. И одновременно некоторую снисходительность по отношению к Западу. Свой "ответ Чемберлену"-Клинтону он выдавливал из себя по капле, с легкой улыбкой на губах, как бы демонстрируя свое превосходство над оппонентом. В этом барстве можно разглядеть массу неприятного, указывающего на отсутствие хороших манер, но выражение таким образом отношения к Западу в условиях беспрецедентно жесткой критики с его стороны накануне дня, когда Европейский союз готовится ввести экономические санкции против Москвы, безусловно, можно записать в актив президенту. И этот актив перевесит тот пассив, который тоже присутствует - ведь подобному же ответу, но уже со стороны Клинтона, в Москве, конечно, не обрадуются. Но дело в том, что Билл Клинтон - лидер иного склада: грозить он может только ослабленной многолетними санкциями и в несколько раз менее мощной в военном смысле Югославии, может грозить Ираку. Но России - нет. Абсолютно верны утверждения, что запас мер, которыми Запад может добиваться от России прекращения военной кампании в Чечне, очень сильно ограничен.

А альянс, пусть пока чисто символический, Москвы и Пекина сузит рамки этого запаса еще больше. Конечно, нельзя рассчитывать, что китайцы без оглядки бросятся к нам в объятия и будут защищать наши интересы с той же самоотверженностью, с которой они защищают свои. Но на сегодняшний день Китай - одно из немногих государств, которое полностью нас понимает, а потому сближение с ним вполне естественно: ведь Запад со своей стороны понимает только сильных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
454
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
502
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
718
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
594

Другие новости