0
1486
Газета В мире Интернет-версия

16.09.1999 00:00:00

Шпионский скандал после финансового
Наводки Митрохина

Тэги: Митрохин, шпион, скандал


К ГРОМКОМУ скандалу вокруг "кремлевских счетов" в Швейцарии и отмывания российских миллионов через американские банки вскоре должен добавиться еще один - на сей раз шпионский скандал, который также не будет способствовать укреплению доверительного партнерства между Москвой и Западом. Впрочем, стоит сразу же оговориться, что речь идет не о деятельности нынешних российских спецслужб, а о тайных операциях их знаменитого предтечи - КГБ СССР в 1960-1970 гг. Тем не менее обнародование новых фактов об исключительной активности КГБ по вербовке достаточно влиятельных персонажей на Западе в прошлом, к сожалению, вполне может обернуться новыми рецидивами подозрительности и недоверия к России в настоящем.

Сенсационные разоблачения, которые, несомненно, вызовут бурную реакцию во многих европейских столицах, содержатся в книге английского историка Кристофера Эндрю "Архив Митрохина", которая должна выйти в Великобритании в ближайшие недели ("НГ" уже писала об этом в предыдущем номере). Как следует из названия, книга эта основана на попавших на Запад документах, собранных в течение нескольких десятилетий безвестным доныне сотрудником архивной службы Лубянки - неким Василием Митрохиным. Берлинский корреспондент газеты "Коррьере делла сера", которая в последнее время демонстрирует повышенный интерес к российским делам, явно не пожелал уступать своим женевским коллегам и раздобыл отрывок из еще не вышедшей книги, который содержит сведения о работе КГБ на Апеннинах. И хотя в книге называются не истинные фамилии советских платных агентов, а лишь их кодовые имена, подобная публикация не может не вызвать эффекта разорвавшейся бомбы. Дело в том, что к числу итальянцев, завербованных КГБ, относились весьма известные журналисты и влиятельные дипломаты.

Начнем с журналистов, престиж которых традиционно высок в итальянском обществе. По данным Эндрю, в 1977 г. в Италии работали 13 платных агентов, в том числе 7 представителей СМИ, которые постоянно поставляли информацию в римскую резидентуру КГБ. Трое из них получали высшую ставку - 240 руб. (то есть около 350 долл. по тогдашнему курсу): агент Франк, занимавший очень высокой пост в крупной газете, еще один весьма известный журналист Подвижный и сотрудник римской редакции местного агентства печати Стажер.

Из "Архива Митрохина" можно узнать, что советский резидент в Риме очень высоко оценивал работу подопечных журналистов, которые, как следует из цитируемого в книге доклада наверх, "обладают отличными источниками информации в МИД, Министерстве обороны и МВД, а также в ведущих политических партиях". Кроме того, советские агенты организовывали нужные Москве публикации и интервью в итальянской печати, инициировали парламентские запросы и обращения общественности. Эндрю даже приводит цифровые данные из отчета римской резидентуры КГБ за 1977 г., в котором четко говорится, сколько материалов было опубликовано, сколько бесед проведено, сколько петиций организовано. Наконец, агенты-журналисты помогали находить новые ценные источники информации. Так, Фиделио завербовал Майра, который прежде работал в МИД, а тот, в свою очередь, приобщил к работе другого сотрудника дипломатического ведомства по имени Аралдо.

Вообще итальянские дипломаты были желанной добычей КГБ. Здесь ключевой фигурой для советской разведки был многолетний сотрудник МИДа Дарио, который наряду с неким политическим деятелем по кличке Немец также получал самый высокий шпионский тариф. Главной заслугой Дарио было то, что еще в начале 50-х гг. он привлек к агентурной работе целую группу мидовских секретарш, имевших доступ в высокие кабинеты. Одна из них по кличке Суза даже работала у дипломатического советника президента Италии Джованни Гронки. Другая секретарша по кличке Мышь, затем, правда, переименованная в Леду, стала женой Дарио и впоследствии вместе с ним была награждена орденом Красной Звезды.

Но самым главным местом вербовки дипломатических кадров был, конечно, не Рим, а Москва, где сотрудников итальянского посольства по традиции ловили в постели с любвеобильными красотками. Одним из первых такая участь постигла советника, которого не без юмора назвали Икаром. Сгорел он на московской прелестнице, которая заставила его поверить в свою беременность, а затем познакомила с фиктивным "мужем". В итоге дипломат во избежание скандала предпочел передать КГБ ключ от посольского шифра.

Но, конечно, самым большим достижением КГБ на дипломатическом фронте стала вербовка самого посла Италии, который получил псевдоним Артур, а затем Арлекин. Здесь, правда, по сведениям Эндрю, чекистам помогли их чехословацкие коллеги, которые в 1961 г. поймали этого дипломата на связях с проституткой и нелегальном ввозе валюты. После назначения в Москву новоиспеченный посол перешел в бережные руки второго главного управления КГБ, которое делало ему дорогие подарки и щедро оплачивало его охотничьи забавы в Подмосковье.

Корреспонденция "Коррьере делла сера" вкупе с появившейся на днях в лондонской "Таймс" публикацией о том, как советские спецслужбы готовили диверсионно-подрывные операции на территории различных стран Европы, создавая тайники с оружием, взрывчаткой и средствами связи, неизбежно вызовет реакцию определенных политических кругов Запада. Так, например, лидер группы правого Национального альянса в парламенте Италии Густаво Селва уже потребовал от правительства разобраться, не связаны ли некоторые кровавые террористические акции прошлых лет с деятельностью КГБ на Апеннинах. Он также предложил немедленно запросить подробную информацию на этот счет у российских компетентных органов. Интересно, что будет, когда на прилавках книжных магазинов появится сам "Архив Митрохина".

Рим

Ксения Фокина

ВЧЕРА три фламандские газеты написали об интересной находке, сделанной бельгийскими спецслужбами. В лесах Грюнендааля, Халя и Лувена под Брюсселем, были обнаружены несколько закладок КГБ, которых, понятно, там немало. И хотя информация, находившаяся в этих тайниках, устарела, бельгийские газеты сообщают о них как о сенсации. По словам пресс-секретаря бельгийской разведки, в тайниках не было ни оружия, ни взрывчатых веществ, а только материалы, предназначенные для агентуры. Тайники были найдены благодаря документам, переданным бывшим архивистом КГБ Василием Митрохиным британской разведке в 1992 г. Однако Лондон проинформировал Брюссель о важности некоторых документов, в которых уточнялись места кладок, лишь после того, как публикация книги Митрохина вызвала скандал. Кем и для кого конкретно были оставлены закладки в тайниках, установить так и не удалось. Поэтому из-за отсутствия конкретных данных расследование было прекращено.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
255
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
314
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1810
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2002

Другие новости