Фото Pixabay.com
В прошлую пятницу был зафиксирован окончательный провал многомесячных американо-китайских торговых переговоров. И Вашингтон объявил о повышении ввозных пошлин практически на весь китайский импорт. Обострение американо-китайской торговой войны будет иметь глобальные последствия: от замедления мировой экономики до девальвации сырьевых валют – в частности рубля. Основная цель американцев – не допустить опережающего технологического развития Китая и сохранить за США позицию безусловного лидера. Подписываться под такими условиями китайцы не захотели и предпочли обострение торговой войны. Не добившись цели «обуздания Китая», Дональд Трамп успокаивает себя возможным ростом таможенных поступлений. «Я очень рад, что в настоящее время благодаря пошлинам (на китайские товары) казна США пополняется на 100 млрд долларов в год... Это отлично для США, но плохо для Китая», – заявил Трамп.
Между тем в краткосрочной перспективе американская экономика скорее проиграет от ограничений китайского импорта. Под повышение тарифов попадает широкий круг китайских товаров из различных отраслей. Половина китайского импорта, на который Трамп увеличил ввозные пошлины – материалы и компоненты, которые используют компании США для собственного производства. Наиболее сильно от повышения тарифов на китайские товары пострадают такие отрасли в США, как строительство, транспорт, телекоммуникации, машиностроение, компьютеры и электроника, комментирует анализ агентства Moody’s последствий китайско-американского соперничества экономист Кирилл Тремасов.
Обострение торговой войны между США и Китаем – это лишь часть глобальной трансформации, которая меняет и условия существования российской экономики. Однако далеко не все в РФ осознают происходящее. Некоторые чиновники все еще уповают на правила ВТО, а другие – надеются на замирение с Западом. «Глобальные трансформации накладываются на исчерпание возможностей внутреннего экономического роста и отсутствие у российских экономических властей идей относительно изменения модели социально-экономического развития. Единственным обсуждаемым концептом является достижение путем внутриполитических уступок «компромисса с Западом», под которым подразумевается смена руководства страны и отказ от части экономического и политического суверенитета и восстановление на этой основе экономического партнерства с Евросоюзом в формате до 2011 года. Возврат к этой модели невозможен ни с точки зрения состояния экономики ЕС, ни с точки зрения восприятия европейскими элитами России, ни с точки зрения тенденций в глобальной экономике. А сам факт обсуждения таких возможностей говорит об утрате значительной частью российской экономической элиты понимания стратегических геоэкономических изменений в сегодняшнем мире», – такой диагноз состояния российских элит поставил в среду профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев в журнале «Инвест-Форсайт». «Попытки говорить о компромиссе на базе уступок со стороны РФ на данной фазе только подтверждают позицию Запада о слабости российской элиты и ее готовности к политической, а затем и экономической капитуляции, что, в свою очередь, в логике политического поведения администрации Дональда Трампа приводит к эскалации требований», – отмечает Евстафьев. О компромиссе с Западом как условии развития экономики РФ, в частности, регулярно говорит Алексей Кудрин, который руководит сегодня Счетной палатой. Примечательно, что Пекин на прошедшей неделе как раз показал, как можно отказываться от губительных компромиссов ради сохранения шансов на развитие страны.
В России официальные надежды на развитие связываются с нацпроектами, которые реализуются уже целый год. В прошлую среду президент Владимир Путин на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам объяснял, как именно нужно правильно реализовывать нацпроекты. «Каждый руководитель региона обязан лично и предметно заниматься реализацией национальных проектов на своей территории, погрузиться в эту работу и вести ее в диалоге с людьми, подробно информируя о принимаемых решениях, разъясняя логику и цели всех наших действий», – объяснил президент. Через год после старта нацпроектов в правительстве отсутствуют даже бумажные методики оценки их эффективности или неэффективности. Соответственно отсутствуют и объективные результаты реализации нацпроектов.
комментарии(0)