Фото president.gov.ua
Пока в Киеве осматриваются экзархи Константинопольского патриарха, а сам Варфоломей ожидает октябрьского Синода, который должен закрепить решение о предоставлении украинской церкви автокефалии, власти Незалежной, как могут, ускоряют процесс размежевания с духовным центром «страны-агрессора». Пресс-служба Украинской православной церкви Московского патриархата в субботу с тревогой сообщила, что в Сумской области создаются комиссии Минкульта для оценки епархиального имущества. «Эта инициатива может быть первым звеном в цепи инициатив по захвату собственности религиозных общин УПЦ в пользу раскольников», – беспокоятся в Киевской митрополии Московского патриархата. По мнению УПЦ МП, эти действия заставляют усомниться в обещаниях президента Петра Порошенко, что после оглашения томаса (указа) Варфоломея об украинской автокефалии общинам Московского патриархата будет гарантирована безопасность.
Такое обещание Порошенко дал, выступая с ежегодным посланием к Верховной раде. «Гарантирую, что государство защитит – не надо их пугать – права тех священников и мирян УПЦ Московского патриархата, которые добровольно решат выйти из-под Москвы, чтобы вместе с другими православными создать единую церковь», – сказал в четверг украинский лидер. Он также заверил, что государство будет уважать выбор тех, кто решит остаться в УПЦ МП. Впрочем, идеологический контекст, в который президент поместил свои обещания, выглядит не очень оптимистично для сторонников духовного единства Украины и России. Порошенко заявил, что «томос – это фактически еще один акт провозглашения независимости Украины», из-за которого «империя теряет один из последних рычагов влияния» на Киев.
Не способствует успокоению верующих УПЦ МП и обстановка, в которой уже сейчас находятся ее общины и храмы. Мониторинговая миссия ООН по правам человека в среду сообщила, что с мая по август зафиксировано шесть нападений на храмы УПЦ МП, и только по двум из них заведены уголовные дела. Впрочем, украинские власти считают подобные эксцессы не нападениями, а попытками общин поменять церковную юрисдикцию.
Возможной эскалацией противостояния верующих разных юрисдикций озабочены предстоятели других православных церквей, и двое из них в пятницу выпустили совместное обращение. Патриарх Александрийский Феодор II и митрополит Варшавы Савва (Грыцуняк) обратились ко «всем, от кого зависит преодоление церковных недоразумений, связанных с предоставлением автокефалии украинской церкви, сделать все возможное для избежания конфликта в этом вопросе». Правда, религиозные лидеры не пояснили, каким образом может быть улажен этот конфликт, но украинские обозреватели подчеркивают близость обоих духовных лиц к Москве.
Между тем среди сановитых бенефициаров ожидаемой автокефалии наметилась конкуренция. Киевский патриарх Филарет (Денисенко) рассудил, что твердые гарантии собственного будущего он получит не на Босфоре, а на берегах Потомака. В среду глава Киевского патриархата, которого РПЦ некогда предала анафеме, а сейчас недруги упрекают в былом угождении советской власти, посетил Госдепартамент в Вашингтоне. Филарет обсудил с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом значение для национальной безопасности Украины возникновения легитимной, но независимой единой православной церкви. Филарет также принял участие в сессии Атлантического совета, где призвал Грузинскую православную церковь признать украинскую автокефалию. Тем самым Киевский патриарх пытается убедить Константинополь и Вашингтон, что именно он должен стать лидером будущей «незалежной» юрисдикции.
К единству христиан призывает и папа Римский Франциск. Он пребывает с апостольским визитом в Прибалтике, куда к нему съезжаются католики из разных стран, в том числе России. В Вильнюсе в субботу верующие услышали призыв понтифика к братству и единству и к отказу от возведения стен между народами. Франциск произнес эти слова у ворот Зари, единственного сохранившегося фрагмента древних стен города, неоднократно разрушаемых врагами Литвы.
В Каунасе воскресная папская месса собрала 100 тыс. верующих. Перед началом богослужения епископ Кястутис Кевалас заявил: «Мы преодолели внешнюю оккупацию. Мы знаем, что значит стоять с молитвой даже перед танками, что значит стоять на «Балтийском пути» и переживать единение». Литовец явно говорил о национальном единении перед лицом «восточного соседа», а не о всемирном братстве, о чем накануне толковал папа.
комментарии(0)