Ксения Собчак потратила время на жесткую перепалку с ведущим программы Владимиром Соловьевым. Кадр из программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале Россия-1
На прошедшей неделе стало очевидным, что государственная пропагандистская машина наконец все-таки включилась в президентскую кампанию. Пока Владимир Путин молчит по поводу своего в ней участия, телеканалы занялись медийной подсветкой ряда кандидатов – причем пока исключительно из рядов несистемной оппозиции.
Например, основатель «Яблока» Григорий Явлинский стал появляться в эфире гораздо чаще, чем еще пару месяцев назад. Только за минувшую неделю он мелькал на экране ТВ несколько раз – и в репортажах о его поездке в Томск, и в специально взятых интервью – скажем, телекомпании «Мир». Однопартийцам Явлинского в различных политических ток-шоу позволено не только повторять основные тезисы предвыборной программы своего кандидата, но и отстаивать в спорах их правоту.
Эксперты полагают, что таким образом с помощью оппозиции заполняется то пустое место в информационной картинке, которое возникло из-за затяжки с решением Путина. Однако главной причиной возвращения того же Явлинского на ТВ эксперты считают закладку на будущее – когда официальная кампания начнется, в оппозиционном лагере не должно оказаться того кандидата, который стянет на себя большую часть протестных голосов.
Видимо, поэтому-то на минувшей неделе и произошел второй прорыв к большому зрителю госканалов претендента на место кандидата Ксении Собчак. Теперь она неожиданно появилась в чисто политической передаче «Вечер с Владимиром Соловьевым». Понятно было, что оба этих персонажа, не испытывающих симпатии друг к другу, общаться станут жестко. Этот прогноз оправдался, а вот ничего нового от Собчак услышать так и не удалось.
Единственное, пожалуй, что получилось из этой беседы узнать – что новая звезда несистемной оппозиции крайне негативно относится к президентским планам Явлинского. То есть вышеупомянутое мнение экспертов о политтехнологической сути нового подхода госканалов к избирательной кампании было программой Соловьева наглядно подтверждено.
Что же касается самой Собчак, то на прошлой неделе выяснилось, что ее предвыборная активность столкнулась с первыми сложностями, вызванными применением против нее административного ресурса. Собственники различных помещений и площадок после предварительного согласия потом отказываются от сотрудничества. В результате не находится мест для региональных штабов и проведения встреч волонтеров кампании Собчак со своим лидером. Короче говоря, все точно так же, как и в случае Алексея Навального.
Впрочем, ряд экспертов указывает, что для Собчак, вполне возможно, власти таким образом просто создают оппозиционный образ. И что разветвленная региональная сеть ей на самом деле и не нужна в том случае, если в отношении ее участия в выборах Кремль уже принял положительное решение. Даже начатую Генпрокуратурой проверку ее заявлений о принадлежности Крыма некоторые эксперты относят к тому же ряду событий. Для борьбы с такими подозрениями Собчак на прошедшей неделе приложила особые усилия – она резко ужесточила критику в адрес режима и президента Владимира Путина.
Между тем на минувшей неделе когорта самовыдвинувшихся претендентов на участие в выборах президента пополнилось парой-тройкой персон. Можно предположить, что в предстоящие полмесяца количество таковых возрастет в геометрической прогрессии. Но до сих пор непонятно, окажется ли среди тех, кто все-таки понесет документы в Центризбирком, и давно объявивший о таком решении Навальный.
Пока ЦИК РФ все время говорит ему, что даже пытаться не стоит – по закону право баллотироваться Навальный не имеет. Однако на прошлой неделе адвокаты оппозиционера подали иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Защита пожаловалась на российское правосудие, которое так и не отменило приговор Навальному по «делу «Кировлеса», а, напротив, повторило его в том же самом «незаконном» виде. Можно предположить, что навальнисты обратились в Страсбург не просто так, а с неким пока не очень понятным широкой публике расчетом.