Фото пресс-службы МИД РФ
В пятницу глава МИДа Сергей Лавров проинформировал генсека Совета Европы (СЕ) Турбьёрна Ягланда о решении Москвы приостановить уплату взноса в бюджет СЕ за 2017 год. Оно будет действовать до восстановления в полном объеме полномочий российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).
В Москве считают, что после того, как в апреле 2014 года Россия была лишена права голоса из-за присоединения Крыма, ситуация в ПАСЕ деградирует: там развернута кампания по преследованию парламентариев, настроенных на нормализацию взаимодействия с Россией. При этом кризис в ПАСЕ «грозит затронуть и другие органы старейшей общеевропейской организации, стать системным». Цена вопроса – примерно 40 млн евро, которые Россия, как один из пяти основных плательщиков, вносит в СЕ.
В тот же день президент Владимир Путин подписал указ о продлении контрсанкций до 31 декабря 2018 года, что стало ответом на очередное продление на полгода антироссийских ограничений со стороны ЕС. Под запрет подпали мясо, молоко, рыба, овощи и фрукты из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады. Вместе с их лидерами Путин будет участвовать 7–8 июля в саммите «большой двадцатки» в Гамбурге.
30 июня он обсудил повестку дня форума с его хозяйкой – канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Накануне она изложила в Бундестаге свои цели на предстоящем саммите и заручилась поддержкой его европейских участников, которые провели в Берлине подготовительный раунд переговоров. Все они не теряют надежды, что общими усилиями смогут вразумить президента США Дональда Трампа. Правда, Меркель в правительственном заявлении его ни разу не назвала, когда говорила, что «крупно заблуждается тот, кто думает, что проблемы мира можно решить путем изоляционизма и протекционизма».
Новые переговоры о Парижском соглашении по климату, из которого Трамп вывел США, Меркель исключает. «После того, как США заявили о выходе из этого соглашения, не следует ожидать в Гамбурге простых переговоров, – признала канцлер. – Разногласия с США очевидны, и было бы лицемерным их преуменьшать».
Тем временем стало известно, что президент Бразилии Мишел Темер отменил поездку на саммит G20. Официально причины такого шага не сообщаются, но, как пишут СМИ, Темер решил не покидать страну в момент, когда парламент будет решать вопрос о предъявлении ему обвинений в коррупции, сформулированных федеральным прокурором и переданных в Верховный суд. Он стал первым в истории Бразилии действующим президентом, которому генпрокуратура просит предъявить обвинения за получение «незаконных благ в размере 500 тыс. реалов» (около 152 тыс. долл.). Темер назвал все обвинения «художественным вымыслом», заявив, что они не имеют доказательной базы.
Президент соседней Венесуэлы Николас Мадуро подверг резкой критике своего генерального прокурора Луису Ортегу Диас, которая выразила несогласие с действиями исполнительной власти, касающимися созыва Конституционной ассамблеи без проведения референдума. И даже обвинила правительство в государственном терроризме и игнорировании прав граждан. 28 июня Верховный суд Венесуэлы запретил генпрокурору покидать страну, заморозил ее счета и обязал 4 июля явиться в суд для дачи показаний. Мадуро в четверг обратился к жителям страны за помощью в поимке пилота вертолета Оскара Переса, который, заявив о начале борьбы с режимом, забросал гранатами и обстрелял здания Верховного суда и МВД. Власти назвали произошедшее террористической атакой.