Коллектив музея «Исаакиевский собор» пошел на крайнюю меру в деле передачи собора в ведение Русской православной церкви (РПЦ) – обратился с открытым письмом к Владимиру Путину. В нем излагаются исторические факты (Александр Второй отказался передать памятник в ведение Священного синода), и экономические соображения – обслуживание собора, которое сегодня осуществляется за счет внебюджетной деятельности самого музея, очень и очень дорого. Коллектив видит в передаче собора РПЦ прямую угрозу и самому памятнику, и музею, и бюджету Санкт-Петербурга.
В письме сотрудники ссылаются на некую информацию из СМИ об ускоренной передаче, а именно к грядущему пасхальному воскресенью (16 апреля). Скорее всего в источниках информации речь идет не столько о собственно юридическом, сколько о формальном акте: музей попросили подготовить для проведения в соборе праздничной пасхальной службы. Можно, не задумываясь, предположить, что на Крестный ход – в знак подтверждения острой необходимости передачи собора Церкви – придет годовой вал посетителей богослужений (0,1% от общего числа посетителей музея). Это мероприятие будет обязательно освещено центральными телеканалами – в отличие от политических митингов, которые прошли в российских городах неделю назад. Этому событию посвятил свое выступление Эдуард Сагалаев, в прошлом – председатель ВГТРК, на вручении национальной кинематографической премии «Ника». «В 87-м году я из легендарной Молодежной редакции перешел в программу «Время», которая была тогда всесоюзной Доской почета. И мы стали ее перестраивать. Мы стали на свой риск показывать забастовки, оппозиционные митинги, которые проходили на улицах и площадях страны. Я тогда и представить не мог, что доживу до того прекрасного времени, когда наше замечательное телевидение не будет ни рисковать, ни показывать». Это выступление из телевизионной трансляции (на канале НТВ), разумеется, вырезали. Как и многие другие – церемония была на удивление политизирована (см. об этом «НГ» от 29.03.17).
Ситуация с Исаакиевским собором приобрела федеральный масштаб. Между тем проходят и менее громкие, но не менее поразительные случаи законного отъема зданий. Так, в Ростове-на-Дону после нескольких лет борьбы все же принято решение выселить Театр кукол (!). Здание типовой советской постройки возведено на фундаменте разрушенной Благовещенской греческой церкви. Передача будет проходить постепенно и завершится лишь в 2019 году. За это время город должен подготовить новое место для театра – предположительно это будет здание бывшей воинской части или новое здание на территории парка «Дружба» (но против застройки зеленого массива возражают жители города). Жители города выходили с пикетами в защиту кукольного театра – бесполезно. Неуступчивость РПЦ просто поразительна – у жителей города, у детей отнимается здание, где даже не планируется проведение богослужений. Здесь будет хранилище церковных артефактов (и, возможно, выставочный зал).
Фарида Кульмухаметова, читавшая лекции по «Основам культурной политики России» в Московской консерватории, уволена из учебного заведения. Произошло это по собственному желанию, было это взаимным решением преподавателя и ректора, сыграла роль публичная огласка скандала (на занятиях изучали списки членов так называемой «пятой колонны», приравненных практически к врагам народа) или составленная студентами и педагогами петиция-обращение к ректору и ученому совету – не так важно. Культурная политика должна быть культурной и законной, места преподавательскому произволу быть не должно, идет речь о консерватории или пении в школе.