Несколько заявлений сделал Владимир Мединской в рамках съезда партии «Единая Россия», который прошел в выходные на ВДНХ. Одно из заявлений – экономического толка. О феномене «очереди на Серова» было написано немало, статистика тоже известна – около 486 тыс. зрителей посмотрели картины Серова, который, надо сказать, проиграл Айвазовскому – полотна мариниста увидели 599 тыс. посетителей Третьяковки. По показателям Эрмитажа выделяется выставка «Византия сквозь века» (2016 год) – ее посетили около полумиллиона человек. Не каждый задумывался о финансовых показателях: так вот на съезде «Единой России» министр культуры Владимир Мединский сообщил, что три эти проекта принесли музеям 1 млрд руб. внебюджетных средств. «Сокровища, которые хранятся в наших музеях, их также можно показывать, ведь это сборные выставки, они собрали эти выставки из регионов», – сказал министр.
Такой успех Мединский считает заслугой менеджмента: «Эффективное управление зачастую не менее важный элемент успеха, чем просто дополнительное финансирование… Традиционно хорошо сделанная, профессионально отрекламированная выставка собирает миллионные аудитории. Многочасовые очереди на выставки Серова, Айвазовского в Москве, на выставки в Эрмитаже, в Пушкинском музее, куда зачастую специально приезжают люди из других городов, показывают, насколько это востребовано, если правильно преподнести», – отметил министр культуры.
Самым важным из искусств тем не менее для Мединского остается кино. В своем выступлении на съезде он обратился к коллеге – министру образования и науки Ольге Васильевой с предложением ввести в школах курс истории российского кино, отметив, что соответствующее пособие и целый курс видеоуроков уже разработаны, а самое главное – права на бесплатный показ российских фильмов в школах получены. Напомним, подобная инициатива уже звучала – в 2013 году режиссер Никита Михалков предлагал ввести факультативный курс по истории кино в школах и даже разработал список из 100 обязательных фильмов.
Высказался министр и по поводу передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге РПЦ: «Ключевым, на мой взгляд, условием, важнейшим, о чем я с представителем Церкви говорил, является то, что после соответствующей полной передачи доступ граждан в Исаакиевской собор, причем включая и смотровые площадки, и иные помещения собора, должен не только не уменьшиться, а увеличиться и облегчиться», – цитирует министра ТАСС. По ключевому вопросу, правда, понимание ситуации министром несколько отличаются от сегодняшнего положения вещей. «Насколько я читал в открытых источниках, я эту тему не обсуждал, предполагается, что затраты на содержание собора будут возложены на РПЦ, – сказал министр». Однако возмущение горожан связано как раз с тем, что содержать собор будет государство – а это немалые деньги.
На исходе недели наконец-то были названы имена художников–резидентов павильона России на 57-й Венецианской биеннале, которая пройдет с 13 мая по 26 ноября. Гриша Брускин разделит российский павильон с молодыми художниками – группой Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) и Сашей Пироговой, об этом сообщил комиссар павильона Семен Михайловский (он же – председатель Экспертного совета Московской биеннале современного искусства и ректор петербургского Института имени Репина). Гриша Брускин и Recycle участвовали в параллельной программе 56-й биеннале в Венеции два года назад: Брускин показал «Коллекцию археолога» – в бывшей церкви Санта-Катерина (кроме того, уже не в рамках биеннале, в Фонде Кверини Стампалья шла его выставка «Алефбет: Алфавит памяти» (см. «НГ» от 23.07.15), а группа Recycle – проект Conversion в церкви Сант-Антонин. Напомним, тема основного проекта грядущей Венецианской биеннале – Viva Arte Viva («Да здравствует живое искусство!») – так ее сформулировала нынешний куратор Кристин Масель, главный куратор Центра Помпиду.