Для чтения «Мастера и Маргариты» выбрали места, связанные с местом действия романа. Фото Агентство «Москва»
Культурную повестку прошлой недели составили новости из Санкт-Петербурга. Здесь вручили главную театральную премию Северной столицы «Золотой софит», лучшим спектаклем был признан «Гамлет» Малого драматического театра – театра Европы в постановке художественного руководителя театра Льва Додина. Кроме награды в категории «Лучшая работа режиссера» режиссер удостоился и специального приза «За уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга», который также получил и Борис Эйфман, основатель своего балетного театра.
В старейшем российском цирке на Фонтанке (Цирк Чинизелли) должность худрука, которая теперь называется «заместитель директора по творческой работе», официально занял дрессировщик и цирковой режиссер Гия Эрадзе, сменивший на этом посту клоуна Вячеслава Полунина. Новый глава творческой команды планирует вновь собрать постоянную труппу для цирка, которая перестала существовать в последние годы при работе артистов на разовых контрактах. Цирк, который все еще не слили с «Росгосцирком», надеется восстановить свой творческий статус и территориально расширяться – возможно, появится новая сцена.
Конец недели в культуре был связан с просветительским проектом «Мастер и Маргарита. Я там был», – театрализованными онлайн-чтениями романа Михаила Булгакова, которые прошли с пятницы на субботу в восьми крупных городах России, а также в Тель-Авиве. Проект при поддержке «Мосфильма» был приурочен к 125-летию со дня рождения писателя и 50-летию первого издания романа. Роман прочитали более 500 человек, причем участие приняли не только представители творческой интеллигенции, но и общественные и политические деятели, в том числе министр культуры Владимир Мединский. (Кстати, рост народной популярности министра на днях выявил соцопрос ВЦИОМа). Режиссер проекта Наталия Анастасьева разбила роман на 539 отрывков, которые подбирались в соответствии с образом чтеца, впечатлением, которое он производил. Например, ведущий прогноза погоды читал такие знаменитые строки: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…»
В четверг в Москве на 88-м году жизни скончался легендарный российский органист Гарри Гродберг. Для советского слушателя музыкант был символом органного искусства. В своем творчестве органист развивал классические традиции Московской консерватории, став самобытным интерпретатором не только баховского творчества, но и произведений Моцарта, Листа, Мендельсона, Франка, Рейнбергера, Сен-Санса и других композиторов. Его монументальные программные циклы были посвящены музыке композиторов ХХ столетия: Шостаковича, Хачатуряна, Слонимского, Пирумова, Ниренбурга, Таривердиева. Свой первый сольный концерт органист дал в 1955 году. Вскоре после этого блестящего дебюта молодой музыкант по рекомендации Святослава Рихтера стал солистом Московской филармонии. Гарри Гродберг принадлежал к плеяде просвещенных и энергичных музыкальных деятелей и в 50-е годы стал не только квалифицированным экспертом, но и вошел в Органный совет при Министерстве культуры СССР. В стране тогда было только семь действующих органов (три из них – в Москве) – за несколько десятилетий было воздвигнуто свыше 70 органов престижных западных фирм в десятках городов страны. Чешский орган, установленный в Концертном зале Чайковского еще в 1959 году, «первая ласточка» российской органной весны, реконструировался два раза, в 1970 и 1977 годах, по инициативе музыканта-просветителя Гарри Гродберга. Последним актом органного строительства стал орган, воздвигнутый в Твери в начале 90-х. В наши дни здесь проходит ежегодный мартовский фестиваль, приуроченный ко дню рождения Баха и учрежденный Гродбергом. Это единственный в России масштабный Баховский фестиваль. Еще одним музыкальным приношением великому композитору от маэстро стал фестиваль «Бахослужение», который проводится по инициативе Гарри Гродберга в Калининграде. Крупнейший пропагандист и интерпретатор творчества Баха, Гродберг стал почетным членом Баховского общества в Германии, входил в состав жюри Баховского конкурса в Лейпциге. По своей диспозиции Гродберг открывал органы не в одном российском городе. Когда 15 лет назад музыкант открывал в Самаре уникальный концертный орган, созданный по его диспозиции немецкой фирмой, в одном из трех его концертов прозвучала Первая симфония для органа с оркестром Александра Гильмана – подлинный шедевр возрожденной Гродбергом органной литературы второй половины XIX века. Соболезнования вдове органиста выразил Владимир Путин.