На минувшей неделе наконец-то объявили номинантов X Премии Кандинского в категориях «Проект года» и «Молодой художник. Проект года» (в позиции «Научная работа. История и теория современного искусства» претенденты на награду были названы раньше). В номинации «Проект года» в лонг-листе из 198 заявок оказались 17 работ. Среди них «Чудеса в болоте» лауреата Премии Кандинского 2014 года Павла Пепперштейна: о «конце истории», ее продолжении, историофобии и кафкианском «болоте», которое истории может противостоять. Тут же «Старт» Кирилла Преображенского, видео о запуске ракет «в никуда» – метафоре общественно-политической ситуации в России. Кроме того, «Униженные и окрыленные» Ирины Кориной и ее же совместный со Светланой Шуваевой проект «Волшебная гора», «Протезы и замещения» группы МишМаш, «Право на жизнь» Андрея Кузькина, Krisis Дмитрия Венкова и «Без названия (после поражения)» Евгения Гранильщикова, модных сегодня видеохудожников. В категорию «Молодой художник» из 309 выдвигавшихся в итоге попали 10 работ: это и «Хуже, чем ничего» Ани Желудь, и уличный художник Тимофей Радя с «Небом», и видео «Смена» Полины Канис, и сразу две работы Саши Пироговой Agon и «Фокусы».
Интересно, что из 27 позиций лонг-листа в главной номинации «Проект года» и в поощряющей «Молодой художник» имеются пересечения. Евгений Антуфьев с «Бессмертием навсегда» и с «Семью подземными королями и краткой историей тени» борется за звание «Проекта года», а с «Вечным садом» – за победу в категории «Молодой художник. Проект года». То есть из 27 строчек списка три занимает один человек. Такой же расклад у отборщиков получился с замечательной художницей Таус Махачевой: в «Проекте года» у нее значатся «Канат» и «О пользе в культурном воспитании, укреплении национального сознания и формировании морально-этических ориентиров», в «Молодом художнике» – «Без названия». Хочется спросить, имеет ли в таком случае смысл возрастная молодежная номинация или она работает для подстраховки? И свидетельствует ли такое положение дел об одинаково ровном качестве произведений конкретных художников или о том, что не из кого больше было/хотелось выбирать?
Наконец, в позиции «Научная работа» оказалось шесть претендентов (их выбрали из 15 заявок), в том числе Корина Апостол с трудом «Диссидентское образование: социально ангажированное искусство Восточной Европы (1980 – настоящее время)», Алек Эпштейн и «Оскар Рабин: запечатленная судьба», «Олег Кулик» Людмилы Бредихиной и «Виноградов и Дубосарский» Виктора Мизиано, «Девяностые от первого лица. Том первый» Светланы Басковой и «Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР. Сборник материалов» Георгия Кизевальтера. Шорт-лист премии обещают в начале ноября, а церемония награждения пройдет в декабре.
В московских театрах продолжаются кадровые перестановки. Художественный руководитель «Современника» Галина Волчек в среду, после открытия сезона, назначила своим заместителем Чулпан Хаматову. Актриса теперь будет заниматься общими вопросами, курировать финансово-экономическую сторону жизни театра – изготовление декораций, траты на переезды, а также уход и приход денег. Сейчас самое важное для театра – проведение ремонта основного здания на Чистых прудах, который начался в середине сентября 2016 года. Закончить его Департамент культуры города обещает в декабре будущего года. Назначение многих удивило, однако, несмотря на необычные для ведущей актрисы театра новые обязанности, означает оно скорее всего начало процесса преемничества.
Еще одна история связана с экспериментальным и многострадальным театром А.Р.Т.О. По информации, которую опубликовал на своей странице в Facebook создатель и бывший худрук театра Николай Рощин, «все пошло совсем не так» с объединением театра А.Р.Т.О и Центра драматургии и режиссуры (ЦДР). Напомним, что объявили об этом в начале сентября и подразумевалось вхождение труппы А.Р.Т.О в состав ЦДР на правах самостоятельной лаборатории. Сейчас, по словам Рощина, договоренность с Департаментом культуры и ЦДР не выполняется. Актерам, пишет Рощин, предлагают пониженные ставки. Обещанный ремонт помещения на Сретенском бульваре остается под вопросом (в списке на ремонт в 2017 году не значится). Из административной части театра некоторых сотрудников уволили. Руководителем вместо самого Рощина, который, правда, отбыл работать в Петербург, департамент поставил Марину Константиновну Еремину, бывшего директора (2014–2015) реорганизованного Театра имени Рубена Симонова.