0
1582
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

25.09.2016 18:58:00

В культуре. В Электротеатре открыли Малую сцену, а в Губернском – запустили проект к 100-летию революции

Об авторе: Елизавета Авдошина – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: театр, электротеатр станиславский, губернский театр, эдвард радзинский


театр, электротеатр станиславский, губернский театр, эдвард радзинский Фото из Блога Электротеатра Станиславский

Новостная повестка сентября (начала театрально-концертного сезона) буквально каждую неделю включает информацию о новых или отреставрированных культурных локациях. Так, в минувший четверг на  карте Москвы появилась новая площадка: Электротеатр «Станиславский» открыл Малую сцену, которая будет служить местом дебюта молодой режиссуры под чутким руководством Бориса Юхананова. C открытием этой точки реализуется наконец та художественная стратегия театра, которая закладывалась еще при преобразовании театра. Репертуар театра (точнее будет сказать,  культурного центра), согласно Юхананову, строится по принципу двух полусфер. В первой осуществляет себя фабрика мастеров, то есть режиссеров, выпускающих высококачественные «спектакли-изделия»; вторая работает как своего рода «сад», где в защищенном поле эксперимента «выращиваются» дебюты. Такая вот таинственная концепция, свойственная всей театральной философии режиссера и руководителя Электротеатра. Афиша будет складываться любопытно. Так как дебюты по большей части будут осуществлять ученики самого Юхананова из московской Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР), то репертуар малой сцены будет так или иначе представлять срез отечественного актуального театра. Тогда как на основной сцене Электротеатра зрителей сегодня ждут по преимуществу опусы зарубежных героев. 

Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова открыл на прошедшей неделе свой четвертый сезон. Помимо постановочной работы в различных жанрах, от детского спектакля до пластического, «театр, доступный для всех» (согласно девизу коллектива) в этом сезоне углубится в социальную деятельность и пригласит для сотрудничества актеров с ограниченными возможностями.  В предыдущем сезоне Губернский театр адаптировал несколько спектаклей (их в репертуаре уже шесть) тифлокомментарием. С помощью этой опции спектакли стали доступны незрячим людям. Любопытный проект анонсировали на сборе труппы в наступившем сезоне, совпадающем со 100-летием Октябрьской революции, в театре проведут проект «Накануне. 1916–2016», с помощью которого, по словам Сергея Безрукова, будет возможно «заново переосмыслить непростой период российской истории». В рамках проекта пройдут конкурс и читки пьес, посвященных заявленной теме, режиссерские лаборатории, конференции с привлечением историков, политологов, искусствоведов. Практикам театра и теоретикам науки будет предложено разобраться в предпосылках и последствиях исторического рубежа. А так как на творческий конкурс драматургов и режиссеров объявлен возрастной ценз (до 40 лет), то трактовка «большевистского переворота» силами театра будет дана, к счастью, самым молодым поколением.

Минувшая неделя прошла под знаком сразу двух юбилеев мэтров кино и театра. В пятницу писателю и известному популяризатору истории Эдварду Радзинскому исполнилось 80 лет. Для отечественного театра его имя связано с 1960-ми, когда Анатолий Эфрос наряду с пьесами Виктора Розова и Алексея Арбузова открыл для сцены драматурга Радзинского. Пьеса «104 страницы про любовь», поставленная в «Ленкоме» с Ольгой Яковлевой, Александром Ширвиндтом, Михаилом Державиным, имела огромный успех и возродила театр, открыла его новому времени. Как вспоминал потом Радзинский, Эфрос не заботился о том, разрешат или запретят к постановке довольно открыто написанную по тем временам пьесу. Режиссер прочел текст и тотчас объявил распределение ролей. Одновременно пьесу взял и Товстоногов в БДТ, главную роль в спектакле исполнила Татьяна Доронина. Она же в 80-х сыграла и в другом спектакле по пьесе Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского», спектакль этот до сих пор идет во МХАТе им. Горького. Так что имя драматурга закрепилось в  театре именно благодаря пьесам о людях и чувствах, о любви бортпроводницы и физика, жизни забытой всеми актрисы. Метаморфозы правды и вымысла стали основой историко-публицистических книг Радзинского. «Все мы вышли из шинели Сталина», – его слова.  

75-летие отметил  в субботу народный артист Игорь Ясулович. Войдя в мир кино в 60-е годы,  Ясулович снялся во множестве фильмов, но режиссеры всегда приглашали его, актера со «слишком интеллигентной внешностью»,  в эпизоды.  Слуга герцога в «Том самом Мюнхгаузене», парковый сторож из «Мэри Поппинс, до свидания!».  Или  на характерные роли второго плана:  жильца, выгуливающего собаку в неположенном месте, в «Бриллиантовой руке», инженера Щукина, супруга Эллочки-людоедки, в «Двенадцати стульях». Ясулович – редкий актер, чье существование в кадре балансирует на грани эксцентрики и подробного психологизма. Не случайно начинал он в Экспериментальном театре-студии пантомимы, а еще во ВГИКе прославился подражанием Марселю Марсо и шаржами на студенческих капустниках у Михаила Ромма. Именно  в театре, в Московском ТЮЗе, где Ясулович служит уже больше 20 лет, и раскрылась его другая, трагическая, актерская ипостась.  Мистическая роль Черного Монаха в одноименном спектакле по Чехову, еврейский музыкант, играющий на похоронах, в «Скрипке Ротшильда». Режиссер Кама Гинкас увидел в актере  и  масштаб философских ролей, предложив сыграть Великого инквизитора, царя Креонта, короля Лира. Сегодня актер остается корифеем труппы театра, храня традиции работы актера как соавтора, который вместе с режиссером находится в постоянном творческом поиске образа, настроения, метода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
252
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
418
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
306
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
181

Другие новости