В Москве проходит V Московская международная биеннале молодого искусства (см. "НГ" от 05.07.2016), но в последние дни обсуждали биеннале "взрослую". Очевидно, казус с прошедшей осенью VI Московской биеннале современного искусства, когда перед ее организаторами, комиссаром и кураторами стояла задача едва ли выполнимая - сделать основной проект после того, как его, при имевшихся договоренностях, перенесли из ЦВЗ "Манеж" на ВДНХ и сократили бюджет (см. "НГ" от 24.09.2015), - стал критической точкой в том, как смотр существовал предыдущие годы. Т.е. когда она функционировала с опорой на федеральный бюджет (и с добавкой спонсорских средств). Словом, за судьбу существования смотра вообще возникли опасения.
В итоге бессменный комиссар биеннале Иосиф Бакштейн сложил с себя полномочия (см. "НГ" от 05.06.2016), пообещав, что дело это не погибнет, но будет реформировано. Официально Бакштейн сообщил о своем уходе 8 июля, тогда же были обнародованы первые структурные подробности нового биеннального формата. Отныне функции упраздненной должности комиссара на фестивале будут распределены между президентом и экспертным советом (куда Иосиф Маркович войдет в статусе почетного комиссара). Члены совета займутся поисками куратора и отбором проектов для спец- и параллельной программ. Во главе этой структуры оказался ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Семен Михайловский, одновременно - комиссар павильона России и на художественной, и на архитектурной Венецианской биеннале и член Президентского совета по культуре. Состав экспертного совета, однако, пока не утвержден, и на данном этапе журналисты получили лишь список приглашенных войти в него лиц, представителей культурного сообщества: от президента Пушкинского музея Ирины Антоновой (она по своему усмотрению может решать, войти ли в экспертный совет или же в восстановленный оргкомитет биеннале) до галеристки Елены Селиной.
Президент же биеннале, которым стала Юлия Музыкантская (в последние годы работавшая то на Винзаводе, то в Министерстве культуры, то в "РОСИЗО", то в фонде V-A-C), ответственен за оргвопросы. Кроме того, по совместительству Музыкантская стала президентом нового Художественного фонда - "Биеннале современного искусства", учрежденного ею вместе с галеристами Дмитрием Ханкиным и Натальей Ахмеровой. "Бюджет хорошей биеннале составляет примерно $1,5–2 млн и команда Московской биеннале современного искусства рассчитывает на эти средства, причем участие государства, судя по всему, будет минимальным", - передает слова Ханкина The Art Newspaper Russia. Что ж, учитывая крайне скудную господдержку главного российского смотра актуального искусства (в последний раз, к примеру, она составила 30 млн. рублей, и еще 20-25 добавили спонсоры), хочется верить, что, возможно, реструктуризация биеннале в финансовом смысле сможет помочь изыскивать необходимые деньги. Но на госпомощь команда биеннале тоже рассчитывает. Однако пока это все - проекты. Музыкантская сообщила The Art Newspaper Russia - она надеется, что в сентябре они с коллегами определятся с куратором.
Тем временем под занавес театрального сезона Минкультуры объявило о своей поддержке Студии театрального искусства Сергея Женовача. Осенью 2015-го предприниматель Сергей Гордеев сообщил, что прекращает финансирование театра, так что весь сезон здесь искали новые источники средств, причем в худшем случае дальнейшее существование театра оказывалось под угрозой. Ситуацию обсуждали на недавнем заседании коллегии Минкультуры, по итогам этой встречи ведомство решило принять театр под свое крыло, т.е. теперь он станет федеральным. «В прошлом году Министерство поддержало СТИ грантом, однако такие разовые акции не меняют ситуацию кардинальным образом. «Студия театрального искусства» - один из лучших репертуарных психологических театров страны, он заслуживает стабильной поддержки государства», - прокомментировал это решение министр культуры Владимир Мединский. По сообщению министерской пресс-службы, "в настоящее время все экономические и юридические вопросы находятся в стадии урегулирования. По предварительным подсчетам для полноценной работы театру Сергея Женовача необходимо около 80 млн рублей в год". Правда, больше никакой конкретики пока нет.
Возвращаясь к contemporary art, отметим еще две новости прошедшей недели. Музей современного искусства "Гараж" открыл выставку "Единомышленники", первую в ряду проектов, связанных с инклюзивностью. Кураторы Анастасия Митюшина и Мария Сарычева вместе с четырьмя помощниками, молодыми людьми с разными формами инвалидности (Евгений Ляпин, Елизавета Морозова, Полина Синева и Елена Федосеева), показали работы разных художников из частных коллекций - включая Джеймса Таррелла, Энтони Гормли, Маурицио Каттелана. Экспонируя их с тактильными моделями, тифлокомментариями и комментариями на языке жестов.
А во вторник на Винзаводе состоялся очередной аукцион VLADEY - по совместительству, как отмечают организаторы. Это был "первый в России кураторский аукцион WELCOME TO THE CLUB" (работы отбирал куратор, и авторам всех выставленных на торги произведений должно было бы до 38 лет). Провели его с онлайн трансляцией на новой площадке - в пространстве, которое прежде много лет занимала галерея "Проун". Своих владельцев нашли 86% лотов, а общая выручка составила 131 тыс. евро. Самой дорогой стала картина Владимира Потапова из серии "Внутри", вдвое превысившая эстимейт и ушедшая с молотка за 12 тыс. евро. Кроме того, в числе секретных лотов оказались фотографии с акции Петра Павленского "Угроза" (снимок Нигины Бероевой ушел за 4 тыс. евро) и фоторабота Pussy Riot с проекта "Чайка" (2 тыс. евро). Между тем, самого Петра Павленского Международная правозащитная организация Human Rights Foundation лишила Премии имени Вацлава Гавела "За креативный протест". Связано это с его поддержкой "группировки "приморских партизан", члены которой осуждены за тяжкие преступления, в том числе за убийства сотрудников правоохранительных органов", - сообщает телеканал "Дождь".