Из сферы contemporary art продолжают поступать неутешительные новости. В прошлый вторник в московское здание Государственного центра современного искусства явились представители ФСБ – с обыском. Якобы стандартным. И якобы с намерением обнаружить связи ГЦСИ с «делом реставраторов», по которому сейчас под арестом находится замминистра культуры Григорий Пирумов. Интересовали ФСБ, как сообщил портал «Артгид», документы о калининградской башне «Кронпринц»: ГЦСИ реставрирует ее для своего Балтийского филиала. При этом после обысков экс-руководитель ГЦСИ Михаил Миндлин и его заместитель по финансово-экономической деятельности Дмитрий Мачабели были задержаны и отправлены в СИЗО Лефортово. После допросов их отпустили. Странное дело, только что, 25 мая, Миндлина внезапно уволили, слив ГЦСИ с РОСИЗО, подчинив огромную структуру ГЦСИ этому самому РОСИЗО и оставив в руководителях возглавлявшего РОСИЗО Сергея Перова, к contemporary art не имеющего никакого отношения. Затем Миндлина вдруг сделали директором Музея древнерусского искусства им. Рублева и тут же в его прежнюю вотчину нагрянули с обысками, а самого его отправили в СИЗО. Даже при всей системной нелюбви государства к актуальному искусству цепочка событий выглядит лихорадочным набором действий. Которые унижают профессионалов, каким для contemporary art является Миндлин, и парализуют область актуального искусства.
А вскоре после московских обысков в Калининграде состоялся международный симпозиум «Прощай, оружие!», организован он был Балтийским филиалом ГЦСИ и представительством ЕС в России. И прошел как раз в башне «Кронпринц».
День в день с обысками и допросами, связанными с ГЦСИ, Иосиф Бакштейн объявил, что снимает с себя полномочия комиссара Московской биеннале современного искусства. «Я уже не могу заниматься биеннале. Сейчас обсуждается ее новый формат и новая структура. Скоро будет понятно, кто из художественного сообщества будет работать над проектом», – прокомментировал Бакштейн свой уход «Артгиду». В то же время Art Newspaper Russia он сказал, что «одному было трудно заниматься организацией биеннале, сейчас ведем переговоры с теми людьми, с которыми мы будем совместно работать. Проект продолжится». Оттенки этих комментариев несколько отличаются, остается с тревогой ждать новостей, что же это будет за формат, в какой степени Минкультуры будет контролировать биеннальную политику и будет ли ведомство финансировать этот фестиваль (напомним, финансирование, поступившее на минувшую VI Московскую биеннале от Минкультуры, было ничтожно малым, площадку поменяли и всю команду смотра поставили в условия, в которых работать было практически невозможно). Но учитывая историю с ГЦСИ, когда первую в России и крупнейшую госструктуру, занимавшуюся развитием актуального искусства, фактически закрыли, ожидания пессимистические.
Тем временем Мария Баронова, координатор проекта «Открытая Россия» и кандидат в депутаты Госдумы, выдвинула акцию Петра Павленского «Угроза» на премию ФСБ в области литературы и искусства. Подожженная Павленским дверь здания ФСБ на Лубянке «по версии гособвинения... представляет историческую ценность, в связи с тем что в 1930-х годах в здании под арестом содержались выдающиеся деятели культуры, – написала Баронова на своей странице в социальной сети Facebook. – Считаю, что в результате действий Павленского дверь приобрела гораздо большую художественную ценность, став произведением монументального искусства, достойным самой высшей оценки оргкомитета премии ФСБ». Спустя некоторое время стало известно, что ФСБ требует за ту самую дверь взыскать с акциониста, обвиняемого по ч. 1 ст. 243 УК РФ, 481 тыс. руб.