Фото Reuters
На прошлой неделе Владимир Путин дал старт подготовке новой экономической программы до 2025 года. В среду в Кремле состоялось заседание президиума Экономического совета, о котором накануне много писала российская пресса. Газеты предполагали, что на этом заседании президент сделает выбор между альтернативными стратегиями: планом кредитного стимулирования экономики от Столыпинского клуба, выжидательной тактикой нынешнего кабинета Дмитрия Медведева и политикой затягивания поясов от экс-министра финансов Алексея Кудрина. Но президент построил работу иначе. Фактически он объявил о начале марафона экономических дискуссий на самые разные темы с прицелом на далекое будущее.
«Предлагаю на площадке президиума Экономического совета провести целую серию дискуссий, в том числе по таким темам, как новый облик социальной сферы: здравоохранения, образования, системы ЖКХ, – а также технологическое обновление национальной экономики и улучшение делового климата, совершенствование системы государственного управления. Для обсуждения этих тем будем регулярно встречаться в течение ближайшего времени, в течение года – полутора лет, если потребуется», – сказал президент.
При этом Путин сообщил, что «российская экономика в целом стабилизировалась, адаптировалась к текущим условиям» – по крайней мере по оценкам большинства экспертов. А раз экономика уже стабилизировалась, то самое время «заглянуть за горизонт» – то есть «обратиться к вопросам стратегического характера». «Наша задача – обсудить и наметить ключевые ориентиры экономической политики до 2025 года, определить основные факторы роста экономики и развития социальной сферы», – сказал президент. Такая постановка задачи означает, что острые экономические споры откладываются «на потом». А пока власти будут пытаться оценить перспективы наполнения бюджета в новых экономических условиях.
Между тем бюджетная неопределенность уже оборачивается серьезными политическими проблемами. В понедельник премьер Дмитрий Медведев подарил стране новый предвыборный лозунг – «Денег нет, но вы держитесь». Описание в такой необычной форме бюджетных проблем очень понравилось россиянам. Теперь новые крылатые слова премьера расходятся в миллионах экземпляров по всей стране – в соцсетях, в объявлениях, в шутках, анекдотах, в карикатурах и на политических плакатах. Так что не зря премьер съездил в Феодосию и не зря пообщался с местными пенсионерками.
«Вы же сказали, будет индексация, где она в Крыму, эта индексация?» – поинтересовалась одна из женщин с пенсией в 8 тыс. руб. «Ее нигде нет, мы вообще не принимали, просто денег нет. Найдем деньги, сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья», – нашелся с ответом премьер. На следующий день Пенсионный фонд выпустил разъяснение: крымские пенсионеры получают пенсию либо в сохраненном размере, либо в размере, рассчитанном по российскому законодательству. Пенсия выплачивается в большем из двух вариантов размере. Эти сохраненные пенсии не индексируются, пока не сравняются с рассчитанными по законодательству РФ.
В субботу крылатые слова премьера разъяснял уже президент Путин. «Правительство нацелено на исполнение всех социальных обязательств, это я могу точно вам сказать. Я не видел, что Дмитрий Анатольевич говорил по этому поводу», – сообщил президент. При этом, правда, он фактически подтвердил слова премьера о неясных перспективах бюджета – «если экономика будет позволять, если у нас средства будут, то мы ищем возможности оказать помощь людям». Заметим, что президент уже не говорит о гарантированном исполнении законных норм о полной индексации пенсий по уровню инфляции. Он говорит лишь о «нацеленности на исполнение обязательств». А «исполнение» и «нацеленность» – это разные вещи.