Фото Reuters
Нефть на прошлой неделе подешевела еще на 7% – уже до 36,7 долл. за баррель Brent. При этом не видно никаких причин для восстановления нефтяных цен. И точно так же не видно причин для прекращения спада в российской экономике – особенно при искусственном сжатии спроса.
Попытка властей сохранить подобие стабильности за счет проедания резервов лишает экономику перспектив. Через год-два, когда будет полностью потрачен Резервный фонд, у правительства останется выбор между плохим и очень плохим: новое повышение налогов или новое урезание госрасходов и социальных выплат. Такой сценарий явно не вдохновляет предпринимателей, инвесторов и экономистов, которые объявили войну нынешней экономической политике и начали сбор подписей в поддержку нового курса, который изложен в Хартии-2016. Составители хартии – участники Московского экономического форума. Во многом их рекомендации пересекаются с программой Столыпинского клуба «Экономика роста» (см. «НГ» от 03.12.15).
Правда, в отличие от Столыпинского клуба Хартия-2016 переводит недовольство экономическим спадом из сугубо экономической плоскости в плоскость общественно-политическую. Соответственно и текст хартии больше похож на программу новой квазипартии. «Спустя четверть века рыночных реформ мы не обеспечиваем себя продовольствием, беспрецедентно отстаем в промышленном и научно-техническом развитии, захлебываемся от безработицы, не можем остановить бегство капитала и интеллектуальных ресурсов, теряем население и контроль за своими границами.
Идеи нового курса в общем известны: отказ от жесткой финансовой политики, стимулирование роста, политика низкого процента (ставка кредита для инвестиций в 4–5%), вывод валютных депозитов из системы страхования, прогрессивная шкала по налогам на доходы, недвижимость и землю, отмена возврата НДС при экспорте сырья, пятилетняя заморозка тарифов монополий. Пока власти делают вид, что кризис не заставляет их искать альтернативу. Но все больше тех, кто настаивает «на смене не оправдавшего себя экономического курса».
В этом смысле примечательны заявления президента РФ о преодолении пика кризиса и о начале стабилизации. «Со второго квартала текущего года наблюдаются признаки стабилизации деловой активности. В сентябре-октябре прирост ВВП составил соответственно 0,3–0,1% к предыдущему месяцу. Начиная с мая перестал сокращаться и объем выпуска промышленной продукции. В сентябре-октябре зафиксирован небольшой, но все-таки рост промышленного производства: 0,2–0,1%», – заявил Владимир Путин на пресс-конференции в четверг. А уже в пятницу главный правительственный оптимист – министр экономразвития Алексей Улюкаев – признал, что ситуация в экономике не улучшается, а ухудшается из-за низких цен на нефть. В четверг Росстат сообщил, в частности, о продолжении промышленного спада в ноябре по сравнению с октябрем на 0,2%. За 11 месяцев года промпроизводство снизилось на 3,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Общая безработица также выросла за этот период на 7,2%, а инвестиции упали на 5,5%.