Глава Минздрава Вероника Скворцова знакомится с достижениями отечественного здравоохранения. Фото с сайта www.admoblkaluga.ru |
В прошлую пятницу Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала доклад о «Социально-экономическом положении России» по итогам третьего квартала. Основные цифры из этого отчета соответствуют нынешнему кризисному состоянию экономики. Падение ВВП в сентябре 2015-го по сравнению с сентябрем прошлого года составило 3,5%, инвестиции в основной капитал сократились на 5,6%. Общая численность безработных выросла на 6,6%, а число официально зарегистрированных безработных увеличилось за год на 4,7%. Годовая инфляция при этом сохраняется на уровне 15,7%. Реальная зарплата в стране за год упала на 9,7%, а реальные доходы сократились на 4,3%. При этом оборот розничной торговли упал на 10,4%.
Подобный провал экономики – это довольно редкое явление в современном мире. Его можно встретить разве что в самых проблемных странах экваториальной Африки или на территории революционной Украины (см. «НГ» от 25.10.15 «Хуже только в Вануату, Экваториальной Гвинее и Украине»).
Нечасто встретишь в развитых странах и рост смертности, причем по широкому кругу заболеваний. С января по август общая смертность в России выросла на 1,1% в расчете на 100 тыс. человек.
Наибольший прирост смертности (+6,6%) отмечен из-за болезней органов пищеварения. Высокий прирост смертности отмечен и по причине инфекционных и паразитарных болезней – на 5,6%. Сохраняется также увеличение относительного числа смертей из-за болезней органов дыхания – на 2,1%. Отмечен рост смертности и по причине новообразований (злокачественных, доброкачественных и др.). Здесь число смертей на 100 тыс. человек выросло за восемь месяцев на 1,8%. Одним из немногих позитивных изменений в системе здравоохранения можно назвать некоторое сокращение смертности из-за болезней системы кровообращения – она снизилась в стране с января по август на 0,6%.
Всплеск смертности не на шутку встревожил в начале года руководство страны. Тогда президент Владимир Путин потребовал от правительства разобраться в причинах увеличения числа смертей заболевших в лечебных учреждениях и на дому. Чиновники пытались объяснить увеличение смертности ростом продолжительности жизни, а не реформаторским сокращением здравоохранения. В начале сентября президентский Общероссийский народный фронт (ОНФ) на специальном форуме в Москве раскритиковал реформу здравоохранения. И последние цифры Росстата доказывают, что эта критика имеет серьезное основание.
Правда, Минздрав советует не обращать внимание на квартальную статистику смертности. «Надежный анализ и диагностика изменений общественного здоровья могут основываться только на окончательных годовых данных смертности, составляющих часть годового отчета Росстата. Таблицы смертности, ожидаемой продолжительности жизни и другие характеристики годовой смертности по текущему году могут быть получены лишь в августе следующего года», – говорится в справке ведомства Вероники Скворцовой.
На прошлой неделе был обновлен еще один спорный индикатор – мировой рейтинг удобства ведения бизнеса Всемирного банка (Doing Business). Россия в этом рейтинге за год поднялась на 11 позиций: с 62-го места в прошлом году до 51-го места в 2015-м.
Улучшение формальных показателей удобства ведения бизнеса в 2012 году было объявлено одной из стратегических задач государства. Майским указом президента Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» поставлена задача улучшить место страны в этом рейтинге со 120-го в 2011 году до 50-го в 2015 году и до 20-го в 2018 году. Этот показатель должен стать одним из основных индикаторов успешности проводимых реформ. Однако пример России показывает, что перемещение в рейтинге Всемирного банка никак не связано с реальным состоянием экономики. Сегодня формальное улучшение позиции РФ в рейтинге Doing Business сопровождается бегством капиталов, оттоком инвесторов, падением доходов и глубоким экономическим спадом.