Фото Reuters
Что было важным в первую неделю сентября: новые меморандумы с Китаем, обещания на Восточном экономическом форуме или признание кризиса здравоохранения, банкротство крупнейшего авиаперевозчика и отказ от бюджетного планирования? Похоже, именно этот коктейль: чем хуже в экономике, тем громче обещания – и можно назвать основной характеристикой прошедшей недели.
В понедельник стало известно, что правительство не может рассчитать бюджет следующего года в определенные законом сроки. Впервые за последние полтора десятилетия министры не смогли представить в парламент проект бюджета ни 1 сентября, ни к 1 октября. Теперь Минфин планирует внести в Госдуму бюджет-2016 до 25 октября, для чего потребуется изменить зафиксированные Бюджетным кодексом сроки. Об этом заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. По ее словам, в ближайшее время предстоит пересчитать бюджет с учетом уточненного макропрогноза Минэкономразвития, провести уточнение некоторых бюджетных расходов, связанных с курсом рубля, инфляцией и другими показателями прогноза. Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что Минфин РФ предлагает подготовить однолетний бюджет вместо трехлетнего из-за высокой неопределенности в экономике. Действительно, еще месяц назад правительство считало базовой ценой на нефть 60 долл. за баррель, а теперь впору готовиться к 50 или даже к 40 долл. Да и сам «уточненный макропрогноз Минэкономразвития» еще толком не готов. Так что бюджет-2016 министры будут верстать в режиме постоянного изумления от новых экономических сводок.
Изумление может принести и знакомство с реалиями отечественной медицины, которой президент Путин поручил заняться своему Общероссийскому народному фронту (ОНФ). В Кремле, похоже, озабочены реакцией населения на особенности отечественного здравоохранения. Изучение вопроса президент начал в понедельник с доклада главы Минздрава Вероники Скворцовой. Последняя убеждала президента, что многие граждане испытывают восторг от медицины. По словам Скворцовой, существуют такие социологические опросы, по которым довольных отечественной медициной оказалось больше 40% граждан, что на 10,5% выше, чем в 2006 году, и на 5% выше, чем в 2012 году. «Причем удовлетворенность оказалась выше при всех видах медицинской помощи», – сообщила президенту министр. Однако к концу недели ОНФ опубликовал доклад с шокирующими данными: теперь граждане все реже могут попасть к врачу, им все чаще отказывают в помощи, в том числе и в выезде бригады скорой. Число посещений врачей в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилось на 7,7 млн. Одновременно произошло увеличение почти на 22% числа отказов в вызове скорой медицинской помощи – доложил ОНФ. Сегодня в стране 17,5 тыс. населенных пунктов с населением численностью менее 1,5 тыс. жителей не имеют подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. А в 20 субъектах РФ вообще отсутствуют мобильные врачебные бригады для помощи сельским жителям. Другими словами, из системы здравоохранения вычеркнуты десятки миллионов россиян. «Во многих регионах страны отсутствуют условия для своевременной и качественной медпомощи, и доступность медпомощи при этом снижается. В стране до сих пор нет системы независимого контроля за качеством медпомощи в первичном звене», – отмечает ОНФ.
Помощи в России не хватает не только пациентам, но и крупным авиаперевозчикам. На прошлой неделе была фактически ликвидирована частная компания «Трансаэро», которая полностью перешла под контроль своего конкурента – государственного «Аэрофлота». Среди причин банкротства «Трансаэро» называют ошибки менеджмента. Но и фактор погружения страны в валютную нестабильность при падающих доходах населения тоже отрицать нельзя.
Невеселую картину нарастающих внутренних проблем вытесняли позитивные новости из Китая и Владивостока, где проходили парады и экономические саммиты. В четверг после военного парада в Пекине в честь 70-й годовщины окончания Второй мировой войны президент Владимир Путин провел переговоры с главой КНР Си Цзиньпином. По итогам встречи подписан пакет документов о сотрудничестве. «Мы видим все турбулентности, которые происходят в мире, в наших экономиках, мы к этому готовы», – заявил Путин. И подтвердил, что все российско-китайские проекты обязательно будут реализованы.
Не менее оптимистично звучали слова президента и на Восточном экономическом форуме. «Наши главные приоритеты на Дальнем Востоке – это активная политика социального развития, формирование современной транспортной, образовательной инфраструктуры, строительство доступного жилья, создание качественной системы оказания медицинских услуг», – сообщил он собравшимся чиновникам и инвесторам. «На Дальнем Востоке мы предлагаем потенциальным партнерам по-настоящему эксклюзивные возможности и преференции», – сказал президент.