Фото Reuters
Борьба с выставкой «Скульптуры, которых мы не видим», где показывали работы Вадима Сидура, не прекращалась до завершения показа (вчера был последний день его работы). Впрочем, даты – веха условная, проблемы никуда не делись. Еще в конце августа движение «Народный собор» обратилось в Генпрокуратуру по поводу проверки некоторых графических произведений Сидура на предмет порнографического содержания. Некие эксперты выносят свои заключения – да, оскорбительно. Кто эти эксперты и почему о произведениях признанного классика судят не искусствоведы? Порог возбудимости у всех разный, но если кто угодно сможет оскорбляться произведением искусства, вынося как единственно верные собственные оценки, так далеко можно зайти. И в этом случае не повезет и произведениям прошлых эпох, наполняющих музеи, – вдруг кого-то смутит и оскорбит любая обнаженная натура?
На минувшей неделе в Москве чуть не столкнулись сразу два «Тихих Дона», оба приехали в столицу на гастроли. Два вечера подряд в филиале Малого театра на Большой Ордынке свою прошлогоднюю премьеру сыграл Ростовский академический театр драмы, в выходные в Центре им. Мейерхольда играл свою многочасовую версию петербургский театр «Мастерская» Григория Козлова.
Ростовский спектакль интересен прежде всего «углом зрения»: инсценировку написал Владимир Малягин, автор прославившей его когда-то на весь СССР пьесы «НЛО», пьесу никому не известного 25-летнего автора поставила в «Современнике» Галина Волчек. В последние годы он сделал немало инсценировок по русской классике, «Карамазовых» и «Мертвые души» поставил в Театре Маяковского Сергей Арцибашев. «Тихий Дон» он предлагает прочесть как, если угодно, лирический эпос, в котором Гражданская война и народная трагедия показаны через любовную историю. Эпос «поддержан» размахом художественного решения Виктора Герасименко – поле подсолнухов в мирной половине спектакля и черная безжизненная земля Гражданской войны плюс – задник, на котором – «живое» небо, по которому бегут то мирные облака, то мрачные черные тучи. Молодые актеры, которые играют главные роли – Григория и Аксинью, – все же остаются в тени более ярких, объемных героев второго плана, где Игорь Богодух, Кристина Гаврюкова, Татьяна Шкрабак в нескольких эпизодах, в редкие выходы складывают характер в деталях, им удается сыграть целую жизнь. Для режиссера спектакля Геннадия Шапошникова эти гастроли стали, судя по всему, последними в ранге провинциала – до последнего времени он был худруком Иркутского театра драмы имени Охлопкова, многие, возможно, помнят его «Последний срок», не раз показанный в Москве. На днях он был приглашен главным режиссером в Театр на Покровке, осиротевший после смерти основателя театра Сергея Арцибашева. Так что вот – в Москве появился новый главный режиссер.
На Венецианском кинофестивале прошла премьера фильма Александра Сокурова «Франкофония», это единственная российская картина в конкурсе. «Наше желание было создать художественное произведение, то есть субъективное повествование – не публицистическое, не историческое. Мы хотели помочь вам почувствовать волнение от очень масштабных событий. Не волнения в голове, а волнения сердечные, волнения сердца, души», – сказал Сокуров о своем фильме на пресс-конференции. Картина посвящена актуальной и сегодня (см. начало данного текста) теме сохранения культурного наследия – правда, в фильме речь идет о сохранении сокровищ Лувра во время Второй мировой войны.
Фильм был встречен овацией, режиссер после показа принимал поздравления коллег и зрителей. По отзывам критики, «Франкофония» может претендовать на награды фестиваля. Пожелаем фильму и режиссеру удачи, церемония вручения наград пройдет 12 сентября.