Сюжет с директором входящего в список ЮНЕСКО музея-заповедника «Херсонес Таврический» получил развитие. Напомним, в конце июля севастопольский губернатор Сергей Меняйло назначил сюда новым руководителем протоиерея Сергея Халюту, в ответ на это сотрудники музея отправили открытое обращение администрации Севастополя и с этим самым новым директором работать отказались. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил тогда с резкой критикой такого назначения, назвав его провокацией и выразив опасения, что раскопки (а сейчас разгар сезона) и научная работа в музее оказались под угрозой.
В четверг Владимир Мединский во время рабочей поездки в Севастополь заехал и в Херсонес, по словам пресс-службы Министерства культуры, «для оказания содействия в разрешении конфликта». В итоге, по образному выражению министра культуры, «отец Сергий… решил сделать шаг в сторону». Влево, вправо?.. Недалеко: Халюта сейчас взял самоотвод, но он войдет в Совет по развитию Херсонеса (кроме благочинного Севастопольского округа протоиерея Халюты в совете будут директор Института археологии РАН академик Николай Макаров, первый замминистра культуры РФ Владимир Аристархов и директор Департамента земельных отношений Андрей Воробьев). Для Халюты найдено компромиссное решение, для Херсонеса вроде бы пока тоже, сейчас врио директора назначена Лариса Седикова, прежде занимавшая пост замдиректора музея-заповедника. Вскоре начнется процесс передачи Херсонеса в федеральное ведение – то, о чем распорядился президент Путин. Но, как сообщает ТАСС, Мединский не ответил, будет ли тогда назначен новый руководитель музея. Однако то же агентство цитирует следующие слова министра: «Мы с ноября сформируем кадровый резерв. У нас будет до 50 кандидатов на каждую должность». Вероятно, это следует понимать как откладывание решения конфликтного вопроса на потом с временным компромиссом. Но очередной прецедент с предложением церковному сановнику возглавить музей-заповедник (напомним, одновременно набирает обороты скандал с поступившей уже от самой РПЦ просьбой передать ей Исаакиевский собор и храм Спаса на Крови) создан. Кроме того, Мединский сказал, что Херсонес – «это не только археологические раскопки памятника древней культуры, но и, вне всякого сомнения, сакральное место для всех православных России и в перспективе очень важный духовно-просветительский центр». Вот только почему это очень важный центр «в перспективе», а сейчас, в том числе и благодаря научной работе, – разве нет?
А пока министр культуры ездил в Севастополь, его заместитель Елена Миловзорова была уволена – соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Дмитрий Медведев. Официально это произошло в связи с ликвидацией должности. О том, что она покинет свой пост, сообщалось еще в конце мая, когда зашла речь о реорганизации Минкульта. Но вот что интересно: теперь курировавшиеся прежде Миловзоровой департаменты культурного наследия и господдержки искусства и народного творчества переходят в ведение первого замминистра культуры Владимира Аристархова и замминистра Александра Журавского соответственно. Стоит отметить, что Миловзорова в Минкульте проработала больше своих «преемников» и больше 10 лет, в 2004–2013 годах она была руководителем аппарата министра культуры и с конца 2013-го стала замминистра. Аристархов в Минкульт пришел лишь в 2012-м (сперва как советник министра и директор департамента контроля и кадров, а уже с мая 2013-го – как первый зам), а Журавский – и вовсе в 2014-м, тогда он возглавил департамент межнациональных отношений, и только в минувшем феврале стал замминистра Мединского.
Московские музейные новости прошлой недели обошлись без конфликтов. Гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин сообщил на открытии выставки «Люди в городе», что музейное здание ГЦСИ на Ходынке строить будут. Вспоминая, как весной сначала место для музея, с уже заложенным первым камнем, перенесли на вроде бы более удобную площадку, а позже появились предложения экономического блока правительства из-за кризиса от строительства и вовсе отказаться, остается осторожно радоваться и надеяться, что это решение уже окончательное. А у «Гаража» свое новое здание уже появилось, так что со старым, возведенным в 2012 году как временный павильон Шигеру Баном, Музей современного искусства прощается – в выходные оно вместе с выставкой Катарины Гроссе «да нет почему позже» (к слову, в этом году художница участвует и в основном проекте 56-й Венецианской биеннале) работало последние дни.