0
4115
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

21.06.2015 18:46:00

В культуре. У театров спросили про разрешительные документы

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ»

Тэги: театр, прокуратура, разрешение, афиша


театр, прокуратура, разрешение, афиша Фото с официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации

В минувший четверг в Театре имени Вахтангова вручали «Хрустальную Турандот». Эта премия – частная, ее основатель, который любит выходить и на сцену, Борис Беленький традиционно первым подводит итоги завершающегося театрального сезона. Критерии выбора, сами эксперты, члены жюри – все окутано завесой тайны, но сами лауреаты редко вызывают сомнения, что и обеспечивает премии ежегодный к ней интерес. Хотя сама церемония очень часто вызывает сомнения – по части вкуса. 

В этот раз премию за честь и достоинство отдали Елене Камбуровой, ее же Театр музыки и поэзии получил награду за музыкальное оформление спектакля. Олег Табаков получил награду как лучший актер, и вряд ли кто оспорит, что его постаревший ювелир из спектакля «Юбилей ювелира» – одна из больших удач этого сезона и удача самого Табакова, который добивается успеха очень спокойной, можно сказать, сдержанной игрой. Еще один актер-лауреат – Игорь Миркурбанов, который сыграл Венечку в ленкомовской «Вальпургиевой ночи». Этот спектакль Марка Захарова стал и лучшим спектаклем сезона по версии «Турандот». Режиссеров-лауреатов, как и актеров, в этом сезоне нашли сразу двух – это Алексей Бородин, который поставил «Нюрнберг» в Молодежном театре, и Сергей Женовач – режиссер «Самоубийцы» в Студии театрального искусства. Актрисой сезона признали Марию Миронову за роль Марины Мнишек в «Борисе Годунове» в «Ленкоме». Так что опосредованно еще одним лидером по числу номинаций стал Константин Богомолов, режиссер-постановщик и «Юбилея ювелира», и «Бориса Годунова».

А днем в четверг в Департаменте культуры Москвы прошло очередное заседание Совета директоров театров. Возглавив департамент, Александр Кибовский решил возродить это благородное собрание, справедливо полагая, что в вопросах руководства культурой профессиональное, то есть экспертное сообщество может стать хорошим, а в некоторых случаях, воспользуемся термином Владимира Проппа, и волшебным помощником. Отвычкой давать советы я объясняю почти молчаливую поддержку, которую директора столичных театров дали Виталине Цымбалюк-Романовской, которая отныне станет первым лицом и фактически единоличным руководителем Театра Армена Джигарханяна. В прошлом – концертмейстер (конечно, и это опыт для изучения театра изнутри, тут можно как раз согласиться с Александром Кибовским), она заменила на посту руководителя Джигарханяна, который – после внесения изменений в устав – переходит на почетную должность президента театра и будет, так сказать, курировать процесс. Театр, надо отдать ему должное, поначалу собрал ярких актеров, но в последнее время явно переживает кризис. И у меня большие сомнения, что теперь он сделает решительный рывок к новым победам в искусстве. 

Зато очень живое и серьезное участие директора приняли в судьбе Театра Романа Виктюка, которому, как все знают, уже отреставрировали здание одного из самых красивых ДК Константина Мельникова на Стромынке, однако театр продолжает играть на арендованных площадках, в том числе и сейчас – в июне и в июле. Проблема в том, что у театра нет директора, у Романа Григорьевича с Ириной Апексимовой не сложилось добрых отношений, но сейчас он просто, как витязь на распутье или как разборчивая невеста, никак не может кого-то выбрать, а навязывать мастеру как-то никто, даже начальство, никого не решается. А надо же принимать здание на баланс, адаптировать спектакли, планировать третий и четвертый квартал, да и просто – регулярно выплачивать зарплату. Сейчас Виктюк совмещает две должности, но уже понятно, что вот-вот над ним сгустятся тучи, грозящие, между прочим, разными неприятностями и даже серьезными уголовными статьями. В общем, разложив пасьянс, прикинув так и этак, директора рекомендовали Кибовскому назначить к Виктюку директором Валерия Райкова, имеющего многолетний опыт руководства Саратовским ТЮЗом и краткий и, судя по всему, неудачный – работы директором в «Современнике». Хочется надеяться, что с Виктюком они полюбят друг друга. 

На прошлой неделе стало известно, что сразу несколько театров Москвы получили письма из районных прокуратур с требованием предоставить информацию об их репертуарах. Можно, конечно, удивляться такой активности, но прокуратура лишь реагировала на обращение в Генпрокуратуру независимого фонда развития культуры «Искусство без границ», который до того провел однодневную выставку «На дне», на которой собрал и укрупнил «неподобающие» сцены из нескольких московских спектаклей последних лет. 

Письма из прокуратуры пришли в МХТ имени Чехова, «Современник», «Гоголь-центр», «Сатирикон», Театр Романа Виктюка и Центр имени Мейерхольда. Вопросы были по спектаклям «Голая пионерка», «Саломея», «Околоноля», «Золотой петушок», «Антоний & Клеопатра. Версия», «Пластилин» и другим. 

Среди вопросов – входят ли эти спектакли в нынешний репертуар, заняты ли в спектакле несовершеннолетние – особенный интерес заслуживает вот этот: «Проходило ли содержание постановки спектакля какое-либо предварительное рецензирование (критику, искусствоведческое исследование) в органах исполнительной власти перед выходом на сцену для массового показа (приложить соответствующие разрешительные документы)?» 

Дело в том, что такое вот предварительное рецензирование, а тем более разрешительные документы по нынешним законам не требуются и даже, по моему глубокому убеждению, просто-напросто запрещены нашей Конституцией. Впрочем, театры легко справились с поставленной задачей, Роман Виктюк, например, отправил в прокуратуру «Саломею» Уайльда.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
437
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
549
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
459
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
380

Другие новости