Фото Reuters
Прошлая неделя развеяла миф о росте рождаемости в России и об успехах Минздрава в деле сокращения смертности. За первые четыре месяца 2015 года умерших в России оказалось на 60 тыс. больше, чем родившихся. Такие данные опубликовал в прошлый четверг Росстат. Так называемая естественная убыль населения оказалась более чем вдвое выше, чем за тот же период прошлого года.
При этом сокращение населения ускорилось как из-за снижения числа новорожденных, так и по причине увеличения смертности. Родившихся в январе–апреле 2015 года оказалось почти на 8 тыс. меньше, чем за тот же период прошлого года. А число умерших увеличилось сразу на 24 тыс. человек. Демографические показатели ухудшились как в абсолютном выражении, так и в относительном – то есть на каждую тысячу населения.
Российские власти в последнее время приводили в качестве доказательства своих достижений некоторое улучшение демографических показателей (см. «НГ» от 25.05.15). Однако это улучшение оказалось очень скромным и неустойчивым. И небольшой прирост численности населения в 2014 году оказался «съеден» увеличением смертности в 2015 году. Чтобы объяснить рост смертности, чиновники придумали хитрое объяснение: «Россияне умирают чаще потому, что они стали жить лучше и дольше». Однако подобные версии убеждают далеко не всех.
В прошлую среду президент провел совещание с правительством по вопросам демографии. Однако в официальной стенограмме и почти 40-минутной видеозаписи ни слова о росте смертности граждан РФ не оказалось. Президент и министры – судя по стенограмме – живо обсуждали вопросы рождаемости тигров и других крупных млекопитающих: популяция амурских тигров выросла на 15%, порадовал президента глава Минприроды Сергей Донской. А данные о сокращении популяции людей в РФ в запись почему-то не попали. Возможно, потому, что рост смертности мог быть вызван последствиями правительственной реформы здравоохранения и сокращения его финансирования.
Действительно, по данным Росстата, число смертей от инфекционных и паразитарных болезней увеличилось в этом году на 6,8%. Число смертей от новообразований выросло на 3,1%, на 3% увеличилось число умерших от болезней системы кровообращения. Умерших от болезней органов пищеварения в этом году оказалось больше на 9,3%. И, наконец, умерших от болезней органов дыхания стало больше на 16,1%. Среди ученых обсуждается версия, что всплеск смертности в РФ, возможно, связан с некой эпидемией гриппа и последующих заболеваний органов дыхания. Но рост смертности по всему спектру заболеваний ставит эту теорию под сомнение. Более вероятным объяснением кажется деградация системы здравоохранения.
Для описания ситуации в экономике чиновники часто используют формулу: падение оказалось не таким страшным и глубоким, как мы ожидали. Теперь эту же риторику, похоже, придется использовать и для описания провалов здравоохранения, денег для которого в казне будет все меньше.
В пятницу Росстат сообщил о резком сокращении экспортных доходов РФ за первый квартал 2015 года. Российский экспорт в ценовом выражении снизился на 27,6% по сравнению с первым кварталом 2014 года. (Для сравнения: в первом квартале 2009 года экспорт упал сразу на 47,4% к первому кварталу 2008 года.) Доходы от экспорта топливно-энергетических товаров сократились на 33,6%, в том числе от экспорта сырой нефти – на 41,5%.
В таких условиях государству предстоит экономить не только на здравоохранении. В прошлый понедельник аудиторы Счетной палаты (СП) объявили, что планы подготовки к футбольному чемпионату мира-2018 требуют пересмотра. Строительство стадионов идет без сметы, а всего изменения могут затронуть более трети всех расходов. Такие выводы содержатся в ежегодном отчете СП, которая проверяла среди прочего и расходы на подготовку к футбольному чемпионату.