Фото сайта https://ru.wikipedia.org/
Во вторник, как все и ожидали, слухи об отставке Сергея Капкова подтвердились. Уход этот произошел по собственному желанию. Капков так и не стал уточнять, что же именно послужило конкретным поводом к отставке, разногласия с высокопоставленными кремлевскими чиновниками или его личное желание стать вице-премьером, которое не смог удовлетворить мэр Москвы Сергей Собянин.
Назначение руководителем столичной культуры Александра Кибовского некоторые эксперты, те, кто обеими руками поддерживал реформы Капкова, готовы интерпретировать уже как решительный поворот в другую сторону. Хотя куда естественнее было бы говорить о нежелании столичного градоначальника устраивать революцию или контрреволюцию в отдельно взятой сфере культуры, поэтому выбор пал на уже известного человека из своей команды. Ждать от Кибовского разворота на 180 градусов, думается, неправильно, во всяком случае, в бытность Капкова культурным министром Кибовский, еще недавно возглавлявший Департамент культурного наследия Москвы, не раз проявлял интерес к тем или другим культурным новациям и отзывался обо всех культурных инициативах Капкова с неизменным уважением. Кстати, среди ближайших публичных акций Кибовского открытие после многолетнего ремонта и реставрации Театра Романа Виктюка, одного из знаменитых ДК Константина Мельникова, – это как раз один из тех вопросов, которые два департамента, культуры и культурного наследия, решали совместными усилиями.
Еще один важный сюжет минувшей недели был связан с оперой «Тангейзер» в Новосибирском академическом театре оперы и балета. Оправданный судом, спектакль тем не менее не освободился от преследований Церкви – теперь новосибирский митрополит Тихон обратился к губернатору области с просьбой закрыть спектакль. Прокуратура тоже заявила о готовности обжаловать решение мирового суда Центрального района Новосибирска.
Очередной показ оперы прошел в минувшую субботу, около входа в театр публику встречала небольшая группа протестующих – около 25 человек, по рассказам свидетелей. Полиция этих митингующих не разгоняла, но и не мешала выразить свое мнение. Спектакль прошел хорошо, стоячая овация после спектакля продолжалась около получаса.
Режиссер Тимофей Кулябин в открытом письме поблагодарил всех, кто выступил в его поддержку, при этом заметил: «Волна профессиональной и общественной поддержки, как и постановление суда, позволит избавить многих моих коллег по цеху от подобного рода инцидентов».
Одновременно стало известно, что в следующем сезоне Кулябин и дирижер «Тангейзера» Айнарс Рубикис приглашены на постановку в Большой театр, приглашение поступило от генерального директора театра Владимира Урина. Название будет оглашено на итоговой пресс-конференции в конце мая, хотя уже известно, что предварительно стороны говорили об опере Доницетти. Правда, эти переговоры прошли еще до нынешнего скандала вокруг «Тангейзера». Но эта история никак не повлияла на планы Большого театра.
И еще. На прошлой неделе Ольга Шишко ушла с поста заместителя гендиректора музейно-выставочного объединения «Манеж» по инновациям в современном искусстве. Как Шишко сказала «НГ», должность эту она оставила по собственному желанию. Кто придет на ее место, в пресс-службе «Манежа» пока не сообщили. Ольга Шишко остается директором учрежденного ею центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», который осуществил в Большом Манеже несколько крупных проектов, среди которых выставка Питера Гринуэя и Саскии Боддеке «Золотой век русского авангарда» или, например, совместные с галереей «Триумф» проекты «Большие надежды» и «Отцы и дети» (он на площадке останется). «Это было время надежд, удач, сомнений и разочарований, главное из которых произошло на прошлой неделе – проекта, который мы готовили последние полгода, фестиваля и выставки «Звук и импровизация» не будет в пространстве «Манежа», – написала Ольга Шишко в Facebook.