Фото Reuters
Президент Ирана Хасан Рухани заявил в субботу, что его страна отказалась от производства ядерного оружия. Выступая перед высшими офицерами Генерального штаба, он уточнил, что Исламская Республика отвергает ядерное оружие из принципа, а не потому, что это предусматривают договоренности с «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) в обмен на ограничение санкций. «С точки зрения нашей веры создание ядерного оружия – деяние греховное и бессмысленное», – сказал президент и напомнил, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи издал фетву, запрещающую производство и использование такого оружия. «Поэтому подозревать нас в желании сделать атомную бомбу нет никаких оснований», – заверил Рухани.
Израиль и западные страны тем не менее продолжают опасаться стремления Ирана наладить собственное производство ядерного оружия. В ходе визита на Землю обетованную 24–25 февраля канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что ядерный Иран «представит реальную, а не абстрактную угрозу» не только для Израиля, но и Европы. Вылетевший в воскресенье в Вашингтон премьер Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что поделится с президентом США Бараком Обамой обеспокоенностью переговорами Ирана с «шестеркой». Ранее состоялась встреча израильского министра по делам разведки Юваля Штайница с заместителем госсекретаря Венди Шерман, возглавляющей делегацию США на переговорах с Ираном. В ходе этой встречи Штайниц отметил, что, несмотря на усилия «шестерки», угроза появления ядерного оружия у Тегерана по-прежнему существует. Поэтому готовящееся постоянное соглашение с Ираном должно гарантировать, что Тегеран не сможет развивать ядерную программу.
В Израиле с недоумением восприняли информацию о том, что из-за некоторого потепления отношений между Тегераном и Западом Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) отложило доклад по Ирану, в котором могли бы быть выявлены новые факты, компрометирующие Исламскую Республику. В пятницу Израиль призвал МАГАТЭ как можно скорей обнародовать этот документ. «Задача МАГАТЭ состоит в том, чтобы раскрыть перед международным сообществом всю информацию, касающуюся военных аспектов иранского ядерного проекта, а не умалчивать ее, исходя из соображений дипломатической деликатности», – заметил Штайниц.
Возвращаясь к субботнему выступлению Рухани в Минобороны, отметим его заявление о том, что Иран вообще не ставил перед собой цель обладать оружием массового уничтожения. «Если бы мы действительно хотели создать оружие массового уничтожения, то создали бы химическое или биологическое оружие, что намного проще, – развил мысль президент ИРИ. – Но мы не намерены создавать ни того, ни другого, ни третьего».
Сирийский опыт показывает, что создать химическое оружие, возможно, и легче, чем ядерное, но уничтожить – задача чрезвычайно трудная. В среду стало известно, что после того, как Сирии не удалось соблюсти установленные ООН сроки по вывозу и уничтожению арсенала химоружия, Дамаск согласился перенести дату окончательной ликвидации смертоносных ядов на конец апреля. Сирийским властям следует доставить оставшиеся боеприпасы для уничтожения в порт Латакия к 13 и 27 апреля. Наиболее опасные химикаты будут уничтожены в открытом море на американском судне Cape Ray, оснащенном двумя специальными установками.
Переговоры о совместной миссии по защите Cape Ray в период операции по утилизации сирийского химоружия вели на прошлой неделе Россия и НАТО. Дискуссии не помешала даже напряженность в связи с кризисом в Украине, сообщил СМИ генерал ВВС США, командующий американскими войсками в Европе Филип Марк Бридлав. По его словам, эта миссия может стать редким примером военного сотрудничества между Россией и НАТО.