Всю минувшую неделю основное внимание на постсоветском пространстве было приковано к Украине. Между тем достаточно любопытные события происходили на втором плане. В частности, на Южном Кавказе.
Анонимный пользователь выложил в Youtube ролик о бунте мухрованского бронетанкового батальона 5 мая 2009 года. Напомним, тогда власти Грузии объявили о раскрытии мятежа и отправили за решетку 15 высокопоставленных офицеров. Еще один был ликвидирован в ходе спецоперации по поимке главарей мятежников 20 мая. В упомянутом клипе запечатлены лидеры Грузии, прибывшие 5 мая во взбунтовавшуюся часть, а министр внутренних дел Вано Мерабишвили, отдавая распоряжения подчиненным, произносит: «Нужны два трупа! Принесите мне два трупа! Премия высокая».
Та часть грузинской общественности, которая с первого же дня сомневалась в том, что в Мухровани действительно имел место бунт, объявила о том, что обнародованная видеосъемка доказывает: власти инспирировали восстание офицеров. Видеоролик стал рассматриваться стороной обвинения на судебном процессе против Вано Мерабишвили в качестве того, что экс-министр заказал чью-то ликвидацию. Против Мерабишвили и так выдвинуты тяжелые обвинения, и новое сделало его положение совсем уж незавидным.
Поначалу он заявил, что ничего странного в видеосъемке, которая ему знакома, ибо она была осуществлена несколькими камерами работниками пресс-центра МВД, нет: мятеж был пресечен, главари скрылись, а приказ подразумевал – доставить их живыми или мертвыми. Однако позже Мерабишвили допустил странное уточнение: дескать, имелась информация о том, что мятежников консультировали двое российских инструкторов, но когда бунт был пресечен, их ликвидировали, и, отдавая приказ, он подразумевал именно трупы агентов.
Представители бывших властей Грузии от происходящего хватаются за головы: есть запись телефонных переговоров мухрованцев с офицерами других частей, в которых они склоняют их поддержать мятеж, прибывшего на рассвете к месту дислокации батальона министра обороны не пропускают на территорию части люди в масках – так что еще должно было произойти 5 мая 2009 года, чтобы все убедились в том, что батальон взбунтовался?!
Представители новых властей Грузии в ответ приводят некоторые нестыковки версии о мятеже, задают встречный вопрос: если было восстание, то почему ни одна единица бротехники не была выведена из гаражей – что за бунт такой?!
Но едва ли не главное доказательство мятежа – отказ подчиняться министру обороны – подверг сомнению военный эксперт Вахтанг Маисаиа. По его словам, в Мухрованском батальоне действительно имело место нарушение устава, но не мятеж. Офицерам батальона, который понес большие потери в ходе августовской войны 2008 года, не нравилось решение властей провести военный парад 26 мая – в День независимости Грузии. Их логика, по мнению эксперта, проста: полгода назад с серьезными человеческими жертвами проиграна война, утеряны территории – что тут праздновать парадом?! «В те дни оппозиция очень активно требовала отставки властей. Они опасались, что армия может поддержать ее выступления. К тому же нужен был маневр, чтобы отвлечь внимание населения – вот и «родился» бунт бронетанкового батальона», – полагает Маисаиа. Но все-таки ни одна из версий не выглядит безукоризненной. И, видимо, только следствие способно дать ответ на вопрос, что же именно произошло 5 мая 2009 года в местечке Мухровани.
Соседи Грузии – Армения и Азербайджан – после некоторого спада напряженности вернулись к жесткому противостоянию. Как на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, так и на пропагандистстской стезе. Азербайджанская сторона объявила о задержании 77-летнего армянского диверсанта. Ереван потребовал освободить этого человека, который заблудился, поскольку из-за психического заболевания плохо ориентируется. А позднее ответил контрвыпадом: телохранитель брата президента Ильхама Алиева со всей семьей – женой и тремя детьми – попросил политическое убежище в Армении. По информации, распространенной Службой нацбезопасности республики, у себя на родине он подвергался давлению и после неудачной попытки обосноваться в одном из европейских государств решил, что наиболее безопасной страной для его детей является Армения. Баку на эту информацию пока не отреагировал.