Фото Reuters
Завершившаяся вчера избирательная кампания, что бы про нее ни говорили, расшевелила страну, и особенно Москву. Прошедшая неделя показала впервые за много лет настоящую гонку за голоса в столице. Сергей Собянин с оппонентами не спорил, с избирателем он говорил на другом языке. На концерт в его поддержку в пятницу, несмотря на дождь, собрались более 20 тыс. москвичей. А в субботу мэр разогнал облака, и собравшийся в центре в День города народ радовался предвыборному солнышку.Тем временем Алексей Навальный сражался как в последний раз. Возможно, и впрямь в последний: если ему дадут даже условный срок, больше ему участвовать ни в каких кампаниях не придется. Решение властей о допуске Навального к выборам оказалось верным – степень легитимности столичных выборов высока как никогда, явка повысилась, фальсификации надо искать под микроскопом, а недовольство оппозиции выражается в основном в адрес несуразного законодательства и поведения местных избиркомов. ЦИКу приходилось не раз одергивать последние, а в пятницу Владимир Чуров даже пообещал уволиться, если его ведомство не зарегистрирует одного из региональных яблочников, ранее не допущенных на выборы местной комиссией.
Президент Владимир Путин одержал на прошедшей неделе важную дипломатическую победу. Он поговорил-таки с американским коллегой Бараком Обамой во время саммита в Петербурге. И хотя беседа продолжалась всего полчаса, а собеседники остались при своем мнении, важно, что два президента вообще разговаривали. И договорились продолжить диалог. Таким образом, была смикширована ситуация, при которой Обама готовился к встрече с российскими правозащитниками, отказавшись от обсуждения острой международной проблемы с главой государства.
С правозащитниками он тоже встретился, но под конец визита. Время встречи несколько раз менялось. В результате от участия в ней отказалась глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Американский президент США общался с российскими общественниками около полутора часов. Он подчеркнул, что все «от бизнес-лидеров до лидеров молодежных или экологических организаций, все те, кто выступает в защиту свободы прессы и верховенства закона, все они тем или иным образом вносят вклад в дело укрепления российского общества и помогают добиваться прогресса в интересах всех людей». И напомнил, что сам начинал политическую карьеру гражданским активистом.
Важным событием стало на прошедшей неделе интервью Путина Первому каналу и агентству Associated Press. Президент заявил о верности доктрине консерватизма, но добавил: он прагматик. Пояснив, что прагматический консерватизм не исключает развития, а подразумевает его. Однако многое осталось за кадром. Например, вопрос о том, кто будет осуществлять это развитие, если опирается глава государства главным образом по-прежнему на бюджетозависимую часть населения. В то время как ценности, ею потребляемые, создаются как раз другой его частью.
Кстати, на прошлой неделе власти демонстрировали большую обеспокоенность по поводу возможного усиления протестных настроений внутри президентского ядерного электората. Симптоматично, что почти сразу после заявления Путина о необходимости сокращения социальных расходов последовало сообщение, что в правительстве рассматривается вопрос о замораживании тарифов естественных монополий для населения по жизненно важным направлениям: теплу, свету, газу. Правда, вопрос этот только еще будет рассматриваться в правительстве, и не факт, что решение, предупреждающее новый виток инфляции, будет принято.