Алексей Навальный, вслед за Сергеем Собяниным, предпочел теледебатам общение с москвичами. Фото с сайта www.navalny.ru
Выборы московского мэра добавили драйва летней политике. Во-первых, дебаты на телеканале «Москва 24», хотя и в отсутствие главного претендента, вызвали интерес телезрителей. Всегда любопытно наблюдать, как ведут себя политики, до того не появлявшиеся в публичной сфере. И как те, кто появлялся, наращивают свой рейтинг. А если всего этого не происходит – кто виноват? Только ли власть, не пускающая таких политиков на экран? Вот дали им этот экран – и что, мир перевернулся? Опасения власти насчет резкости оппозиции в ее адрес оказались сильно преувеличенными. Не надо бояться прямого эфира – вот вывод, который следует сделать любому телеканалу. Это оживит не только нынешнюю предвыборную кампанию, но и отечественную политику в целом.Помимо критики в адрес отсутствующего столичного градоначальника его соперники очень интересуются поведением своих конкурентов. Все они знают, что не победят, и поэтому борются не за мэрское кресло, а за рейтинг, который поможет им решить собственные поствыборные проблемы. И чем выше цена процента, тем активнее сражается претендент. У Алексея Навального на карту поставлена свобода – если он соберет хотя бы 15% голосов, то срок его может оказаться условным. Очевидно, что не случайно дали ему по «делу «Кировлеса» пять лет. Это цифра пограничная. Скостит по кассации Кировский суд наказание на пару месяцев, и получится меньше пяти, то есть преступление окажется меньшей тяжести, позволяющее не сажать за решетку человека, за которого голосовал каждый шестой из пришедших на участки москвичей. Правда, добиться этого Навальному будет непросто. Он пока ничего не предложил избирателю, кроме мелкотравчатого компромата на Собянина. Но даже этот компромат выглядит не комильфо в свете того, что именно Собянин, по слухам, добился возвращения его в кампанию (чем бы это ни объяснялось), а потом помог с голосами муниципальных депутатов. Не прибавила Навальному очков также история с отречением от сподвижников, которые отбивались от полиции и «Справедливой России» на Чистых прудах в начале прошедшей недели. Мало помогает Навальному и пренебрежительное отношение к прессе, которую руководитель его штаба отсылает к дежурным брифингам шефа. А главное – Навальный пока никак не опроверг опрометчивое заявление своего помощника о «кровище», которая ждет страну в случае победы политика.
Впрочем, следует отметить, что Навальный строго придерживается избранного им курса на разоблачение властей. Здесь он не оставляет оперативного простора ни для коммуниста Ивана Мельникова, ни для эсэра Николая Левичева. Если Навальный останется на свободе после выборов, он сможет аккумулировать значительную часть протестного электората перед кампаниями парламентской и президентской. Во всяком случае он уже сегодня отодвинул далеко в сторону соратников по левому флангу. На фоне его яростной пропаганды люди начинают подзабывать, кто такие Удальцов и Лимонов. Вчера стало известно, что Навальный отказался участвовать в теледебатах - как и Собянин, он предпочел живое общение с москвичами на улице.
В то же время чуть в стороне от выборов происходят важные процессы, которые кандидатами вполне могли бы быть востребованы и использованы по полной. После позорной истории с избитым на рынке полицейским – при бездействии его товарищей – с самого верха дана была команда приструнить коррупционеров. Исполнять принялись не совсем то, что было велено. И кампания по зачистке рынков свелась к бесконечной череде облав и массовых задержаний. Дня не проходило без сообщений о том, что задержаны несколько сотен или даже тысяч незаконных мигрантов. И что? Параллельно чиновники объявили о скором закрытии лагеря в Гольянове, где задержанные в первые дни облав вьетнамцы (!) ждали депортации. После чего выяснилось, что авиакомпании не готовы брать на борт больше пяти мигрантов одновременно. А центров по размещению стоящих в «листе ожидания» катастрофически не хватает. Паническое заявление по этому поводу прозвучало на прошедшей неделе от питерских властей, потребовавших срочного строительства сети подобных центров. Суды по-прежнему приговаривают задержанных к штрафу и дают при этом 70 дней на исполнение решения. При этом мигрант растворяется в пространстве сразу за порогом здания суда. Как ни странно, тема незаконной миграции не стала основной ни для одной из партий, участвующих в осенней кампании.