В конце недели появилась новость о том, что главным режиссером только что открывшейся новой сцены Александринского театра назначат Марата Гацалова, сегодня – худрука Русского театра в Риге. Новость появилась в социальных сетях, а в театре говорят, что имя этого замечательного человека, который сменит Андрея Могучего, назовут перед началом нового сезона, 30 августа. Правда, до того уже пройдет набор в магистратуру, экзамены должны состояться в июле. Ведь новая Александринка – не только экспериментальные площадки, но также и учебное заведение, не менее экспериментальное. Пока что Могучий продолжает оставаться худруком нового пространства театра, совмещая эту «старую» должность с недавно обретенной – художественного руководителя БДТ.
Кстати, на минувшей неделе объявлены были наконец два конкурса – на новые концепции сразу двух московских театров: Театра им. Станиславского и Центра драматургии и режиссуры на Беговой. Театром Станиславского до июля – в июле кончается его очередной контракт – руководит Валерий Белякович, и если он откажется участвовать в конкурсе, выйдет, что режиссер и вовсе останется не у дел, то есть без кресла руководителя, поскольку, отправляясь в Театр Станиславского, он нашел нового худрука для основанного им Театра на Юго-Западе. Что касается Центра драматургии и режиссуры, то совершенно очевидно, что последние год-два попытки как-то модернизировать работу этого экспериментального театра натолкнулись на активное нежелание труппы сниматься с насиженных мест. Желание понятное. Но даже странно, как так вышло, что площадка, по самой своей сути открытая и экспериментальная, обросла за десять лет полноценной труппой. По информации «НГ» в конкурсе собирается принять участие и нынешний худрук ЦДР Михаил Угаров, а также один из основателей центра режиссер Ольга Субботина, называют еще и Владимира Агеева, чьи спектакли составили славу Центра драматургии и режиссуры.
Еще на минувшей неделе выпустил премьеру в своем Гоголь-центре Кирилл Серебренников. Ажиотаж понятен – это первая премьера Серебренникова в театре, который он так решительно реформировал. «Идиоты» – спектакль в рамках объявленной программы премьер «по мотивам» известных фильмов. Перед началом спектакля на экраны транслировался текст подписанной режиссером кинохартии «Догма» Ларса фон Триера, пригодной, как выяснилось, и для театра. Серебренников не обманул: в его спектакле, помимо вчерашних студентов Школы-студии МХАТ, актеров «Отморозков», – Ольга Науменко и Олег Гущин из труппы Театра Гоголя, плюс приглашенные Оксана Фандера и Юлия Ауг. Драматург Валерий Печейкин, до того написавший в соавторстве с Лунгиным сценарий «Дирижера», был приглашен адаптировать «Идиотов». Серебренников верен себе и в том, что не забывает о жизни. Среди удачных и самых сильных сцен его нового спектакля – диалог в суде, где свидетель (Олег Гущин) рассказывает судье (Ольга Науменко) об оскорблении своих религиозных чувств какими-то молодыми людьми, молившимися «не по правилам». Параллель понятная, но в спектакле – при всей его «догматичности», правде «здесь и сейчас» – удается поднять эту сцену на уровень художественной правды и, я бы даже сказал, высокой сатиры. Не все зрители досидели до конца, были такие, которые покинули зал, не дожидаясь финала. Но те, что остались, устроили овацию.