31.03.2013 17:55:00
Неделя в экономике: Первый квартал рушит иллюзии роста
Об авторе: Михаил Сергеев – заведующий отделом экономики «НГ»
Директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова отметила, что стагнация в российской промышленности началась давно, с конца 2011 года. В отчете Центра развития (ЦР) подчеркивается, что это именно стагнация, застой, отсутствие устойчивого роста, но все же не спад.
У российской промышленности сейчас нет стимулов для роста. К такому выводу пришли во вторник в Москве экономисты, которые обсудили последние данные Росстата по промпроизводству. Ситуацию в российской экономике эксперты называют по-разному: стагнация, рецессия, стагфляция. Но в одном их мнения сошлись: в будущем скорее всего будет еще хуже. Ни обрабатывающий сектор, ни добывающая промышленность не могут стать «локомотивом» роста.
Официальная статистика зафиксировала спад производства в январе на 0,8% в годовом выражении, а в феврале – уже на 2,1% год к году. Существенная часть промышленности словно затаилась, пережидая кризис, который принимает затяжной характер. Никаких амбициозных планов повышения производительности ни у кого нет, говорит Акиндинова.
В конце прошлой недели начал рассеиваться туман над последствиями кипрского кризиса для российской экономики. Ясности пока нет, но худшие сценарии показывают, что «эффект Кипра» может подорвать для России инвестиционный процесс. Кипрский кризис может привести к заметному торможению инвестиционной активности в России. Кипр может «съесть» до 1,8–1,9 процентных пункта прироста ВВП, то есть остановить экономический рост в России вообще, предупреждают экономисты ЦР.
Примечательно, что наша экономика начала сваливаться в стагнацию еще до начала острой фазы кипрского кризиса. И крах российского офшора вряд ли улучшит ситуацию. Ведь резкое снижение темпов роста ВВП (до 0,9% год к году в январе-феврале) и фактическое прекращение роста инвестиций (в этот же период всего на 0,6% против 16,4% прироста в январе-феврале 2012 года) произошло еще до кипрского кризиса.
Впрочем, пока теоретические шансы на оживление к концу года остаются. И поэтому правительство может заниматься делами, которые существенного влияния ни на экономику, ни на бюджет не оказывают. К таким – скорее социальным, чем экономическим – вопросам относятся повышенные налоги на дорогие автомобили или высокие страховые взносы для индивидуальных предпринимателей.
В прошлый четверг правительство рассматривало проект повышающих коэффициентов к ставкам транспортного налога для автомобилей дороже 5 млн. руб. «В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, транспортный налог будет взиматься с коэффициентом 2, – заявили в пресс-службе правительства. – Для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей, у которых с года выпуска прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью свыше 15 миллионов, у которых с года выпуска прошло не более 20 лет, транспортный налог будет взиматься с коэффициентом 3». Средняя стоимость легкового автомобиля будет устанавливаться Минпромторгом.
А в пятницу Минфин выступил категорически против возврата к низким страховым взносам для самозанятых. Об этом заявила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. По ее словам, в текущем году примерно 340 тыс. самозанятых предпринимателей якобы прекратили свою деятельность. Однако, по данным налоговиков, 77% закрытых предприятий в течение последних двух лет ни разу не сдавали отчетность. «Это очень слабая связь с установлением повышенного тарифа взносов правительством», – отметила она. Впрочем, даже если бизнес-объединения добьются в споре о страховых взносах какого-либо успеха, это будет иметь в основном психологическое значение. Заметного влияния на размеры теневой зарплаты в стране это не окажет.
Комментарии для элемента не найдены.
Читайте также
Российское общество радикально изменилось после начала СВО
Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее
Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+