Сергей Филин, переехавший из Москвы в немецкую клинику, продолжал будоражить московскую культурную жизнь.
Фото РИА Новости
Пока мир следит за важнейшим из искусств на Берлинале (подробнее о фестивале – на полосе «Культура»), в Москве тон задавал Никита Михалков. По заявлению главы Российского союза правообладателей возбуждено уголовное дело по статье «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». По «закону о болванках», как его окрестила недоумевающая общественность, с производителей звукозаписывающей техники и поставщиков электронных носителей 1% стоимости отчисляется РСП, единственной организации такого рода. Михалков бьет тревогу: в 2010–2012 годах некоторые умышленно создавали такие условия, чтобы налог не платить…
На очередной виток вышел скандал со зверским нападением на Сергея Филина. После выхода из больницы он уехал на реабилитацию в Германию, где ему уже сделали очередную операцию. Сейчас страсти все больше накаляются внутри Большого театра. Обсуждения происшествия с балетным худруком обострили давнее противостояние и взаимные подозрения между Николаем Цискаридзе и гендиректором Анатолием Иксановым. В пятницу пришли новые вести: не исключено, что театр подаст иск против Цискаридзе, заявляющего, что там против него развязали травлю, и призывающего уволить руководство ГАБТа.
Тем временем в Петербурге обсуждают новую сцену Мариинского театра. После расторжения контракта с Домиником Перро ее строительство в итоге доверили канадскому бюро Diamond and Schmitt Architects. На открывшееся взорам после снятия лесов обрушился такой шквал возмущенных откликов, что уже собирают подписи за снос здания, и хотя бы поэтому оно войдет в историю. Кроме того, напоминающая торговый центр, но обошедшаяся в 22 млрд. руб. постройка соединена с исторической сценой стеклянным мостом, исказившим вид на Крюков канал и Никольский собор. Губернатор Георгий Полтавченко строением не доволен, однако вице-губернатор Василий Кичеджи не считает все это основанием от здания избавляться, предлагая довериться Валерию Гергиеву. А он считает: по-настоящему Мариинку-2 еще никто не видел, и надеется, что подсветка и лестницы, которые только строятся, здание преобразят.
На этом фоне в музейную жизнь, казалось бы, пришло успокоение. С 1996 года терпели музейщики 54-ФЗ, где говорилось о Госкаталоге Музейного фонда РФ – теперь его собираются отменить, вернее, заменить реестром. На брифинге в Минкульте музейные руководители (правда, вместе с Михаилом Пиотровским, Еленой Гагариной, Ириной Лебедевой, Алексеем Левыкиным, не было почему-то Ирины Антоновой) собрались это обсудить. Единый каталог суть учетный документ, для музеев он связан с юридической ответственностью. Но поскольку у него не было единой системы оформления, возникали серьезные сложности и с внесением предметов (и уточнением информации о них), и с чтением предоставленных музеями данных, которые в электронном виде, бывало, не открывались (в том числе из-за «тяжелых» изображений), так что сделано в итоге было очень мало. Наконец, пресловутый 94-ФЗ сыграл не лучшую шутку с государством, оно ежегодно объявляло тендер на техобеспечение госкаталога. С последней такой организацией, ООО «Инициатива», не выполнившей обязательств, теперь Минкульт будет судиться. Задачи госреестра (изменения в 54-ФЗ подготовят весной) те же – контроль за Музейным фондом. Но работать он, обещает директор Департамента информационной политики и международных связей Вадим Дуда, станет проще (несколько колонок с номерами) и дешевле. Вроде бы изображения там уже не нужны. Насколько замена госкаталога госреестром улучшит музеям жизнь, покажет время.
На том же брифинге Владимир Мединский назвал музеи солью культуры и объявил, что на сэкономленные министерством в 2012 году средства в декабре (!) им предложили пополнить фонды. К примеру, для ГЦСИ приобрели работу Ильи Кабакова «Анна Марковна Зуева. Чей это ковшик?». Дополнительные средства – хорошо, особенно памятуя слова Мединского о том, что музейные закупки не должны быть первостепенной статьей госрасходов. Не ожидавшим такого подарка музейщикам наказали заранее придумать, на что употребить деньги, которые вновь выделят в конце года. Однако около 250 млн. руб., потраченных на все музейные госзакупки в 2012-м (реально – в декабре), как их сравнить с отличающимися в разы ценами на аукционах? Да и смогут ли к чему-то прицениться на торгах музеи, если деньги и выделяют, и потратить деньги нужно в столь сжатые сроки.