На прошлой неделе наши чиновники спорили о причинах замедления российской экономики и о допустимых мерах ее стимулирования. Эти дискуссии оказались главными на завершившемся в пятницу Гайдаровском форуме, а также на экономическом совещании у президента в прошлую среду. Открывая это совещание, Владимир Путин признал, что годовые темпы роста ВВП очевидно замедляются: в ноябре они снизились до 1,2%, тогда как в начале прошлого года достигали 4,9%.
«Затихающую динамику демонстрирует и промышленное производство, и инвестиции», – сообщил президент и заявил, что «заминку экономического роста можно было бы списать и на внешние факторы», хотя, вероятно, дело не только в этом. По словам Путина, нужно посмотреть на наши внутренние проблемы и определиться, как реагировать на проблемы в мировой экономике. При этом президент заявил, что меры стимулирования спроса вряд ли дадут большой эффект, поскольку в стране «задействованы очень многие, если не все, производственные мощности, а безработица находится на рекордно низком уровне». Более продуктивной Путин считает политику поддержки инвестиций – правда, в основном инвестиций государственных.
Резервы для наращивания госинвестиций в инфраструктуру Путин предложил поискать в самом бюджете. «Чтобы найти дополнительные средства на эти цели, не выходя за пределы бюджетного правила, предлагаю провести комплексный анализ эффективности бюджетных расходов, выявить возможности для их оптимизации и провести эту работу с участием независимых экспертов», – сказал Путин в прошлую среду. Кроме того, президент потребовал ускорить создание государственного «внутреннего инвестора», под которым он понимает новое Росфинагентство, вкладывающее средства Фонда национального благосостояния в самоокупаемые инфраструктурные проекты. О притоке частных инвестиций в официальной стенограмме президентского совещания не упоминалось.
Между тем увеличивать госрасходы правительству будет непросто. По крайней мере по итогам прошлого года бюджет был исполнен с дефицитом – пусть и с небольшим – в 12,8 млрд. руб., или 0,02% ВВП. Дефицит мог быть и значительно больше, если бы не высокие мировые цены на нефть и наращивание государственного долга. За прошлый год госдолг России, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился на 14,6% и превысил 4 трлн. руб. Только на внешнем рынке в прошлом году страна заняла 7 млрд. долл., и такую же сумму правительство собирается занять в наступившем.
При сохранении нынешних условий России только и остается, что наращивать долг. А отдавать его можно будет только после оживления экономики. Именно о возможностях стимулирования экономического роста представители Центробанка поспорили с правительством на Гайдаровском форуме в прошлую среду.
А спорить было о чем. Как известно, наш ЦБ проводит политику дорогого кредита и высоких процентных ставок. В России ставка рефинансирования установлена на уровне 8,25% годовых, тогда как в других странах базовые ставки во много раз ниже: в Великобритании – 0,5%, в еврозоне – 0,75%, а в США – на уровне 0,25%. Понятно, что предложение удешевить кредит – это первая мера стимулирования экономики, которую предлагают чиновники и бизнесмены. Однако у ЦБ другая позиция. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявил на форуме, что нынешние 3,5% – это и есть максимально возможная скорость для российской экономики, которой снижение ставок никак не поможет. «Смягчение денежной политики в виде снижения процентных ставок было бы контрпродуктивно. Это не дало бы результата в виде желаемого экономического роста, а скорее всего привело бы к накоплению новых дисбалансов, новых рисков в разных сегментах экономики», – считает Улюкаев.
Ему возразил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, который считает возможным рост ВВП по 5% в год, но только в случае смягчения бюджетных ограничений и изменения так называемого бюджетного правила. Те же самые 5% в качестве ориентира назвал на прошлой неделе и премьер Медведев.
Куда более высокие темпы роста могут посулить правительству ученые-академики, которые готовят доклад президенту под названием «О комплексе мер по обеспечению устойчивого развития России в условиях глобальной нестабильности». Не исключено, что предложения академиков станут для президента альтернативой «Стратегии-2020», которая не предусматривает доминирования государства в экономике. Работу над докладом координируют экономический советник президента Сергей Глазьев и вице-президент РАН Александр Некипелов, который входит также в совет директоров Роснефти. Новую экономическую концепцию планируется представить президенту в марте.