Неделя продемонстрировала высокую активность президента. В декабре он словно пытался опровергнуть слухи о своем недомогании, устроив одно за другим три масштабных – по жанру – мероприятия. В середине месяца Владимир Путин встретился с доверенными лицами, затем обратился с Посланием к Федеральному собранию, а на прошедшей неделе собрал в Центре международной торговли 1200 журналистов.
Встреча эта вышла совсем не благостной. Путин оказался лицом к лицу с довольно агрессивной – по сравнению с прошлыми его общениями – аудиторией. Пресс-конференция прошла под знаком принятого Думой в двух чтениях так называемого «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление американскими родителями российских детей. На следующий день ожидалось принятие этого акта в окончательном виде, что добавляло драйва мероприятию. Восемь раз Путину задавали вопрос: зачем нужно делать крайними в российско-американских отношениях детей? И восемь раз он отвечал, сначала терпеливо, потом все более раздраженно, что поддерживает задумку депутатов.
Стало ясно: закон он подпишет. Впрочем, именно здесь Путин оставил себе лазейку для отступления. Признав, что законопроекта не читал и не знает деталей, он тем самым допустил, по умолчанию, что, прочитав, мнение может изменить. И тогда, как предполагала на прошедшей неделе «НГ», ситуацию он сможет обернуть в свою пользу. Показав всему миру, что, разобравшись, понял абсурдность депутатской логики. Ну а парламентариям это будет как с гуся вода: свою задачу – ответить Западу на «Акт Магнитского» – они выполнили на «отлично». Символично, что вышел скандальный документ из недр думского комитета по делам семьи. 400 депутатов (на втором чтении – 420 человек), проголосовавших за законопроект, еще продемонстрировали истинную цену нашему парламенту, которая – грошик в базарный день.
Российская правящая элита в отношении законопроекта о запрете для американцев на усыновление повела себя нестандартно. Против документа на прошедшей неделе высказались несколько министров. В том числе министр иностранных дел Сергей Лавров. О котором известно, что он всуе слова не скажет. Как и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, призвавшая депутатов «не горячиться» с принятием скандального документа. Между тем верхняя палата должна проголосовать за этот закон перед тем, как он ляжет на стол президента.
В этой ситуации странной выглядит позиция президентского Совета по правам человека. Сначала совет высказался в пользу запрета, но в пятницу его глава Михаил Федотов заявил: «Мы просим Думу вернуть законопроект в первое чтение и провести широкое общественное обсуждение, как это предусмотрено указом президента номер 601 от 7 мая". На фоне всеобщего негодования радикальная оппозиция устроила несколько пикетов у Госдумы. Запомнились действия РПР–ПАРНАСа, а Координационный совет оппозиции только обсуждает ситуацию. И размышляет: назначить ли митинг на 13 января? Вопрос к двум десяткам новых политических партий: где вы, участники последних региональных выборов? Ваш-то голос почему не слышен в хоре противников запрета? Вам дороже страдания сирот на родине, чем детское благополучие за границей? Так чем вы лучше думских структур, которых считаете политическими конкурентами?
Не дремали на прошедшей неделе следственные органы. Они возбудили дело против братьев Навальных – Алексея и Олега. Очевидно, одного, по «Кировлесу», казалось недостаточно. Под раздачу может попасть, предполагают эксперты, и губернатор Кировской области Никита Белых. В СКР намекнули, что у ведомства есть вопросы к руководству региона.