В минувшую субботу в Москве состоялся учредительный съезд Украинского конгресса России (УКР). После того как в 2010 году решением Верховного суда РФ была ликвидирована Федеральная национально-культурная автономия украинцев России (ФНКА УР), которая существовала с 1998 года, у российских украинцев не было объединяющей структуры. Закрытие ФНКА УР базировалось на жалобе одного из активистов фонда «Родина», который заявлял, что объединение украинцев «ведет политическую деятельность, прославляет бандеровцев и выливает негатив на Россию». Теперь появился Украинский конгресс, основной целью которого заявлено объединение украинских организаций России по возрождению, изучению, развитию и распространению украинской культуры, защите прав украинцев, проживающих в РФ, налаживанию их связей с исторической родиной. В Киеве восприняли появление организации, представляющей украинскую диаспору в РФ, с надеждой на улучшение украинско-российских отношений.
Оснований для того, чтобы сомневаться в их безоблачности, в последнее время появилось немало: и газовые переговоры идут не туда, и Таможенный союз, куда Москва настойчиво зазывает Киев, потихоньку превращается в имя нарицательное, и Харьковские соглашения по Черноморскому флоту новая Верховная Рада в лице депутатов от оппозиции обещает пересмотреть. На таком фоне Украинский конгресс в Москве многие рассматривают как позитив.
Отношения с Россией оказались на минувшей неделе в центре внимания в столице еще одной страны СНГ – Молдавии. В Кишиневе начались мидовские консультации по поводу возможного открытия в Приднестровье консульства РФ. Речь об этом ведется без малого 20 лет, и Кишинев неизменно отвергал все просьбы России по этому поводу. Но в этот раз приднестровцев обнадежил вице-премьер, представитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин. Недавно во время визита в Молдавию он заявил, что договорился обо всем с молдавским премьером Владимиром Филатом и остается дождаться договоренности на уровне МИДов. Сам Филат сделал по поводу консульства РФ в Тирасполе заявление, согласно которому он вроде и не против самой идеи, но при условии соблюдения всех международных и внутримолдавских норм. Если проще, то консульство может быть открыто, когда Приднестровье перестанет жить своим, отдельным от Молдавии домом. А значит – не в близкой перспективе.
«Что это будет за консульство, еще никто не знает. Если мы согласимся – значит, признаем независимость Приднестровья», – пояснил лидер Либеральной партии Молдавии, входящей в правящий альянс, Михай Гимпу. В эфире Radio Noroc он заметил, что Россия каждым своим шагом хочет подтолкнуть Молдову к признанию Приднестровья, и подчеркнул, что приднестровский конфликт – это «конфликт между Молдовой и Россией».
«Не будет консульства. Невозможно открыть консульство там, где не действует законодательство РМ. Ни Филат, ни Лянкэ (Юрий Люнкэ – министр иностранных дер Молдавии. – «НГ»), ни Тимофти (Николае Тимофти – президент Молдавии. – «НГ»), ни Лупу (Мариан Лупу – спикер молдавского парламента. – «НГ») по отдельности не могут принять решение об открытии консульства, потому что мы правим страной вместе. А Либеральная партия против его открытия», – отметил Гимпу.
В то же время в Тбилиси говорили о возможном налаживании отношений с Москвой, но только на торговом направлении. Пришедшая к власти «Грузинская мечта» собирается восстанавливать свои позиции на утерянном российском рынке, не восстанавливая при этом дипотношений с РФ. Они, как известно, были разорваны из-за Южной Осетии и Абхазии, которые, по утверждению Тбилиси, оккупированы Россией. Говорить в этой ситуации о возможном прорыве на линии Тбилиси–Москва по крайней мере странно.