На прошлой неделе в Москве были приняты два важных решения, которые будут иметь долгосрочные последствия. Во-первых, президент объявил о компромиссном варианте ликвидации обязательных отчислений в накопительную пенсионную систему. Спор вокруг накопительных пенсий оказался одним из ключевых для будущей пенсионной реформы. Не случайно на него сегодня приходится добрая половина всех публичных дискуссий вокруг пенсионной проблемы. В среду Владимир Путин рекомендовал начать процесс сокращения обязательной накопительной системы не с 2013, а с 2014 года. Накануне депутаты Госдумы уже поддержали трехкратное сокращение отчислений в накопительную систему уже с 1 января 2013 года. Однако Владимир Путин пересмотрел это решение. «Считаю возможным предложенный депутатами закон принять, но срок его действия отложить на 1 января 2014 года», – объявил президент. И тут же сделал важное замечание о том, что накопительная система должна быть не принудительной, а добровольной. «Те, кто хочет остаться в этой системе, могут остаться. Мы должны предоставить гражданам право выбора», – заявил президент.
Второе важное решение, принятое на прошлой неделе, – фактический отказ правительства профинансировать запросы Минздрава на кардинальное улучшение отечественного здравоохранения. Как ни старалась глава Минздрава убедить министров в пользе сбережения народа, сделать ей это так и не удалось. Судя по всему, нынешнее правительство не имеет полномочий для сколько-нибудь заметной коррекции бюджетных приоритетов. Призывы министра здравоохранения Вероники Скворцовой выделить дополнительные миллиарды, чтобы сохранить миллионы человеческих жизней, не вписываются в кремлевскую финансовую стратегию, в соответствии с которой выделение средств на сбережение народа (выражение Солженицына) – бессмысленная трата денег.
Запрос Скворцова сформулировала предельно ясно: дополнительное бюджетное финансирование позволит врачам сохранить жизни 1,1 млн. наших сограждан к 2020 году. Казалось бы, вот он – безусловный приоритет для правительства. Однако у нынешних министров нашлось много аргументов, почему денег на это давать не следует.
Министры упрекнули Скворцову в том, что ее ведомство расписывается в неспособности выполнения поствыборных указов президента и всех показателей программы по здравоохранению, если у казны не появятся дополнительные доходы. Да и план инновационного развития медицины они назвали никаким не инновационным, а всего лишь «более ресурсоемким».
Ясность в спор министров о важности сбережения народа внес премьер Дмитрий Медведев. По его словам, «мы должны смотреть в будущее», «повысить планку ожиданий» и, «естественно, в конечном счете определиться с тем, что будет происходить через некоторое время». Однако ориентироваться, по словам Медведева, нужно «на продвинутый сценарий развития здравоохранения», правда, «в зависимости от того, в каком состоянии будет наша экономика, мы и будем принимать окончательные решения по истечении соответствующего годичного и трехлетнего периодов».