Закончился Римский кинофестиваль, история которого так счастливо началась для наших кинематографистов – Гран-при самого первого достался Кириллу Серебренникову за фильм «Изображая жертву». В этот раз мы участвовали тоже, но уезжаем без наград.
Лучшим фильмом седьмого Римского международного кинофестиваля, который закрылся в субботу, стала картина американского фотографа и кинорежиссера Ларри Кларка «Девушка из Марфи». Паоло Франчи выбрали лучшим режиссером, в общем, коротко говоря, наших наградами обошли по всем статьям. Хотя в двух программах кинофестиваля показывали ленту Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари», отчасти нашу Киру Муратову – ее фильм «Вечное возвращение. Кинопробы» представлял Украину, еще один российский фильм – «Танец Дели» Ивана Вырыпаева вошел в программу Cinema XXI.
Еще одна новость недели – к круглой дате – 55-летию работы, хотя, наверное, вернее сказать в данном случае – служения на сцене Малого театра, вернулся в строй народный артист СССР Юрий Соломин. В субботу впервые после болезни он сыграл Фамусова в «Горе от ума». А в пятницу Соломин часа два с половиной проговорил с журналистами, повод вроде бы – юбилей, но разговор шел и о театральной реформе, и о начавшейся уже реконструкции Малого. В частности, директора театра Тамару Михайлову цитирует Интерфакс: здание Малого театра начало оседать после реконструкции Большого театра. «После того, как во время реконструкции Большого театра его углубили на 40 метров, образовалось нечто вроде плотины, и теперь все подземные воды, обтекая подземную часть Большого театра, стекаются под наш театр», – рассказала Михайлова.
При этом, по ее словам, Малый театр не собирается предъявлять никаких материальных претензий Большому театру. «Мы – федеральный театр, и они – федеральный театр, у нас все равно один источник финансирования», – пояснила директор.
Еще один важный сюжет недели – юбилей выдающейся виолончелистки Наталии Гутман. Виолончелистка Наталия Гутман отметила на прошлой неделе юбилей. Правда, оказался ли собственный день рождения для нее важнее дела – вопрос, скорее всего – нет. В эти дни в Москве в 13-й раз проходит фестиваль памяти Олега Кагана. Наталья Григорьевна – его инициатор, худрук, стержень и, конечно, участник: их счастливый брак, дуэт в музыке и в жизни, был предметом восхищении. Для коллег, учеников, да и для публики Гутман – пример служения искусству. Она редко дает интервью и вообще не любит говорить о личных достижениях, но как только дело доходит до творчества, она – в авангарде. Училась у Ростроповича, победила на нескольких конкурсах, уже в 25 лет стала одной из самых ярких виолончелисток, да и шире – одним из самых заметных музыкантов своего поколения. Рихтер, а она была среди постоянных его ансамблистов, не пропустила ни одного фестиваля «Декабрьские вечера» – называл ее образцом честности в искусстве. Теперь уже она опекает молодых музыкантов, не отказывая, а даже с удовольствием выступает с ними в трио, квартетах, квинтетах. Ученики ее, конечно, боготворят. Репертуар Гутман – огромен, она постоянно учила новое, а композиторы писали специально для нее. Интенсивный гастрольный график, постоянная востребованность на сцене не помешали ей стать матерью троих детей. Несколько лет назад в интервью корреспонденту НГ, на вопрос: «Как росли ваши дети?» она ответила: «Наверное, я плохая мать». В этом – не кокетство, но колоссальная доля ответственности. Такая Наталия Григорьевна в жизни, такая – и на сцене.