На прошедшей неделе у руководства страны был шанс продемонстрировать полную свою объективность, нелицеприятность и благородство помыслов. Для этого нужно было всего лишь мягко порекомендовать «Единой России» расстаться с несколькими депутатами, сведения о предпринимательской деятельности которых были обнародованы ее политическими конкурентами в момент расправы над Геннадием Гудковым. На худой конец заставить Думу обсудить этот вопрос на комиссии по проверке деклараций. А Следственному комитету поручить разыскать соответствующие документы и подготовить запросы. Однако не случилось. В результате страна с удивлением наблюдала, как после смелого лишения мандата Гудкова Дума превратилась в кротчайшее существо, робко отвернувшееся от обвинений оппозиции в адрес партии власти.
Политика двойных стандартов в ЕР не удивляет: здесь, как говорится, плюй в глаза – божья роса. Но вот почему красивый месседж народу не был отослан властью – непонятно. Пиар-составляющая такого шага перевесила бы любое иное соображение на эту тему. Прошедшая неделя отличалась последовательным сужением поля политической свободы.
В той же Думе известному оппозиционеру Илье Пономареву пригрозили лишением слова на месяц за летнее выступление против единороссов при обсуждении закона о клевете.
Россия запретила сотрудничество наших НКО с USAID, тем самым лишив финансирования целый ряд российских некоммерческих организаций. По этому поводу Washington Post в редакционной статье отметила, что правительство США должно «удвоить поддержку российской демократии – вместо того, чтобы молча соглашаться с закрытием своих программ». Спрашивается: мы этого хотели?
На прошедшей неделе было объявлено о закрытии вещания Радио «Свобода» в России – официально потому, что иностранный уставной капитал станции больше, чем положено. Вот раньше это обстоятельство спецслужбу не смущало, а как только американцы уволили группу своих сотрудников по подозрению в порочащих их связях с ФСБ, так сразу нашелся повод для запрета. Знай наших. Теперь у «Свободы» прямая дорога в Интернет. Однако в Сети ее встретят все те же спецслужбы, вооруженные новыми законами по контролю за провайдерами. Вот сейчас отработают технологию на закрытии в регионах YouTube и возьмутся за остальных.
В этом смысле показательно, что как раз на прошлой неделе принят был Думой в первом чтении замшелый, четырехлетней давности проект о внесении поправок в закон о гостайне. Скандальная инициатива ранее с брезгливостью была забракована комитетом по законодательству Павла Крашенинникова. Это было время обещаний нового президента насчет того, что «свобода лучше, чем несвобода». Закончилась эпоха облегчением процедурных вопросов для спецслужб в процессе преследования ученых и правозащитников.
Знаковое событие произошло на прошлой неделе в Москве. В районе Митино по требованию населения, выраженному на митинге с перекрытием дороги, отменили строительство мечети. Встал вопрос о том, имеют ли право жители диктовать городским властям свою волю. Наверное, имеют. Наверное, и власти должны к нему прислушиваться. Сергей Собянин доказал, что не только парковки обустраивать умеет. Однако проблема не решена. Понятно, что в столице еще долго придется расчищать бюрократические завалы, выбивая из-под управ и префектур финансовую базу в виде фантастических доходов от использования нелегалов на городских работах. Нашествие гастарбайтеров как результат коррупции требует строительства все новых мечетей и волнует граждан. Если притормозить процесс, то и митингов поубавится, и вопросы спорной застройки реже станут возникать с такой остротой.