Последнюю пятницу Рамадана Иран по более чем 30-летней традиции объявил днем Аль-Кудс (арабское название Иерусалима) и в знак солидарности с палестинским народом призвал провести антиизраильские демонстрации. С громкими заявлениями в этот день выступили лидер ливанского движения «Хезболлах» Хасан Насралла и иранский президент Махмуд Ахмадинежад.
Насралла пригрозил превратить жизнь израильтян в ад, если Израиль нападет на Ливан или Иран, заверив, что у «Хезболлах» есть достаточно ракет, чтобы уничтожить десятки тысяч человек. А Ахмадинежад, особо не стесняясь в выражениях, назвал существование Израиля на карте мира «оскорблением для всего человечества» и «раковой опухолью», которая скоро исчезнет. По его словам, ближневосточные государства уничтожат Израиль и создадут новый порядок, при котором в регионе не будет места ни сионистам, ни американцам.
Столь нетерпимая риторика стала ответом на беспрецедентно жесткие заявления в адрес Ирана, которые на прошлой неделе сделали представители израильского правительства, а силовики рапортовали о готовности к войне, впервые описав возможный ход боевых действий. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху объявил иранский вопрос приоритетным и отчитался о проведенной работе по организации обороны Израиля. О полной готовности полиции и противопожарных служб рапортовал министр внутренней безопасности Ицхак Аронович. А экс-глава Министерства по защите тыла Матан Вильнаи предсказал, что война сведется к 30-дневному противостоянию на нескольких фронтах (Иран, сектор Газа и юг Ливана), и жертвами в ней станут около 500 израильтян.
Неудивительно, что за пять дней учений по проверке системы оповещения через SMS-сообщения о возможной угрозе ракетного нападения (они рассылались на мобильные телефоны на иврите, арабском, английском и русском языках) с просьбой получить защитный комплект с противогазом обратились 12 тыс. израильтян. Последний раз они массово пользовались подобным набором в 1991 году во время операции «Буря в пустыне» в Ираке.
В четверг в Кнессете был приведен к присяге новый министр по делам тыла. Им стал экс-руководитель Службы общей безопасности (ШАБАК) Ави Дихтер. Его назначение на столь ответственный пост примечательно еще и тем, что новый министр вошел в Кабинет безопасности. С приходом Дихтера так называемая восьмерка министров автоматически стала девяткой, в связи с чем наблюдатели указывают на новый расклад сил. Теперь в кабинете есть большинство, выступающее за нанесение превентивного удара по ядерным объектам в Иране.
С этим не согласен президент Шимон Перес. Выступая в четверг по ТВ, он заявил, что возражает против удара в случае, если Израилю предстоит нанести его в одиночку. Он сказал, что верит президенту США Бараку Обаме, который обещает не допустить появления ядерного оружия у режима аятолл.
Израильские эксперты считают, что в разгар избирательной кампании Обама не сможет отказать в помощи своему стратегическому союзнику. Он будет вынужден считаться с влиятельным еврейским лобби, поддержка которого особенно важна накануне выборов. В Израиле надеются, что Обама объявит о возможной силовой акции против Тегерана на открытии общеполитической дискуссии в рамках 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября.
Пока же органы финансового надзора в США начали расследование в отношении ряда европейских банков, в том числе Deutsche Bank, ABN Amro, Barclays, Credit Suisse, подозреваемых в нарушении санкций против Ирана. Как сообщила в субботу New York Times со ссылкой на источники в следственных органах, эти банки до 2008 года по поручению иранских контрагентов проводили финансовые операции на территории США.
Ранее обвинения в нарушении экономических санкций были предъявлены британским банкам HSBC и Standard Chartered. В среду стало известно, что последний согласился выплатить финансовым надзорным органам Нью-Йорка 340 млн. долл., чтобы избежать суда в США за тайные сделки с Ираном.