«Каждый новый принятый Госдумой закон ускоряет превращение правящей партии в травящую» – этот анекдот был размещен на сайте КПРФ в начале прошедшей недели, на которой были окончательно одобрены парламентом так называемые репрессивные законы. Один из них – о НКО – «иностранных агентах» – президент подписал. При этом стали известны и некоторые планы партии власти на осенний политический сезон. «Иностранные агенты» могут появиться и среди СМИ, для них же может быть введена ответственность за распространение панических слухов, а популярных блогеров, возможно, станут проверять на предмет чистоты их отношений с Налоговым кодексом. В общем, «охранительная» тенденция будет продолжена.
Ну а нынешняя порция ужесточенного законодательства на прошлой неделе была обсуждена в Совете Федерации, а потом и в Кремле. 18 июля сенаторы рассмотрели полсотни документов, переданных им из Госдумы. Среди них оказались и законы о клевете, о черных списках интернет-ресурсов, те же самые «иностранные агенты» – правозащитники. Их верхняя палата одобрила, хотя и не без некоторой дискуссии. А вот с необходимостью оставить в стране всего один единый день голосования в первой половине сентября Совфед пока не согласился. Правда, по чисто технической причине: думцы подзабыли, что вообще-то процедуры региональных выборов надо было бы обсудить – пусть и формально – с властями субъектов РФ.
На встрече руководства Госдумы и парламентских партий 19 июля с президентом этот досадный промах нижней палаты не удостоился вообще никакого обсуждения. Владимир Путин поддержал все принятые думским большинством решения и претензии оппозиции к ним не принял. Но сделал это очень мягко и даже пообещал, что в будущем соответствующие законы могут быть изменены. О введении наказания за клевету – когда российское общество станет более культурным, а прочие – когда станет ясно, эффективно они действуют или не очень. Жалобы «Справедливой России» на «Единую...» он пропустил мимо ушей, но в принципе обращался с партийным бомондом очень ласково. Геннадия Зюганова, например, президент назвал «нашим товарищем» и заверил его в уважении. Кстати, оппозиционеры вообще-то шли в Кремль с настроем на бой, но все вылилось в некое ворчание, которое могут себе позволить перед лицом командира старослужащие – испытанные боевые соратники.
Интересно, что весьма мягко общался Путин и с губернаторами. На заседании Госсовета 17 июля глава государства обсудил выполнение властями своих предвыборных обещаний – прежде всего в экономической и социальной сферах. Так вот президент не произнес слова «отставка» в качестве наказания нерадивому региональному начальнику, который провалит эту важную работу. Путин только намекнул, что у него есть инструмент для решения любой кадровой задачи. Тем не менее, как показала прошлая неделя, краснодарскому губернатору Александру Ткачеву испытать на себе действие этого инструмента в ближайшее время, очевидно, не суждено. Ведь, несмотря на очевидные провалы местной власти во время катастрофического наводнения на Кубани, руководитель края оставлен на хозяйстве.
А пока путинские предвыборные авансы только готовятся к исполнению, в стране усиливается репрессивный аппарат – видимо, для того, чтобы было кому применять на практике соответствующие законы. Именно на прошлой неделе, как выяснила «НГ», подтвердилось – к новому году предстоит как минимум удвоение Следственного комитета России с кадровой точки зрения. Ну а будущее усиление его процессуальных полномочий пока вообще никакой оценке не поддается. СКР, впрочем, уже сейчас демонстрирует свою немалую силу: правозащитники криком кричат о нарушениях в ходе «болотного дела» и малозаконности процесса Pussy Riot, а корабль следствия меж тем знай себе плывет.