Всю неделю в бразильском Рио-де-Жанейро продолжался карнавал энтузиастов движения за сохранение природной среды. Тысячи людей, по их оценке – 50 тыс. человек, а по наблюдениям полиции – около 20 тыс., ходили шумными шествиями по улицам, произносили речи на митингах. В общем, всячески агитировали. Взывали к охране природы, осуждали бизнес за пренебрежение экологией. Применительно к стране пребывания осуждали вырубку тропических лесов бассейна Амазонки и требовали вернуть земли индейцам.
Объектом всех этих призывов были участники проходившей в городе конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20». Она состоялась через 20 лет после предыдущей конференции ООН с таким же названием. Надо было подтвердить ранее объявленный курс на стабильное развитие, сочетающееся с заботой о сохранении природы. При этом важным ориентиром служил прогноз, что к 2050 году население Земли достигнет 9,5 млрд. человек.
В конференции участвовали делегаты от 191 страны. На итоговую часть собственно саммита «Рио+20» прибыли 86 президентов и премьер-министров. Но не было «тяжеловесов» – Барака Обамы, Дэвида Кэмерона, Ангелы Меркель и Владимира Путина. Российскую делегацию возглавлял Дмитрий Медведев.
Конференция завершилась принятием декларации, которая изобиловала призывами общего плана и не содержала конкретных обязательств и действий. Мало чего-либо конкретного было сказано и в ходе самой дискуссии. Разве что Мальдивы объявили о создании первого в мире морского заповедника. И группа транснациональных банков во главе со Всемирным пообещала в течение 10 лет предоставить кредиты в размере 175 млрд. долл. на создание устойчивой транспортной сети.
Со спасением природы ничего не получилось. Помешал финансовый кризис, лишивший правительства и бизнес свободных денег. Президент Франции Франсуа Олланд сказал, что «сделан шаг, но недостаточный». А экологическая организация «Гринпис» вообще назвала конференцию эпохальным провалом. Представители бизнеса ограничились советом не ждать глобальных рецептов и находить экологические решения на местном уровне.
В то время как в Бразилии бурно обсуждали экологию и развитие, в других странах разгорались политические страсти. В частности, в Парагвае, сравнительно небольшой стране Южной Америки и в прошлом одной из самых суровых диктатур, местный Конгресс отрешил от должности президента страны Фернандо Луго. Он обвинен в том, что недолжным образом исполнял свои обязанности – допустил расстрел выступления безземельных крестьян.
Президент, в прошлом священник, безропотно воспринял вердикт законодателей. Но возмутились власти соседних стран, воспринявшие произошедшее как государственный переворот. Ряд латиноамериканских государств, в том числе Бразилия, Аргентина и Уругвай, приняли решение отозвать своих послов из Парагвая. Они же не признают временного главу государства. Парагвай даже могут исключить из региональных организаций. Так по крайней мере грозится сделать президент Бразилии Дилма Руссефф.
Наконец, самые громкие страсти кипят в Египте. Там все эти дни ожидали объявления Центральной избирательной комиссии об итогах второго тура выборов президента страны. К воскресенью, когда должны были объявить итоги голосования, к городу были стянуты армейские части и бронетехника. Можно сказать, что военная сила должна подкрепить авторитет демократического процесса.