На прошедшей неделе новый лидер «Единой России» Дмитрий Медведев позволил своей партии, которую он уже начал модернизировать, чуть-чуть этот процесс притормозить. Произведенная им демократизация устава ЕР, как выяснилось, требует для осуществления гораздо больше времени, чем запланированные два месяца. Шутка ли, одних только руководителей первичек надо переизбрать более 80 тыс. Кстати, внимание к самым низовым и массовым партийным структурам – модный тренд. Вместе с ЕР в нем действует и КПРФ. Наступившая неделя для коммунистов завершится очередным пленумом ЦК. На нем будут обсуждаться планы по укреплению партийного скелета. В опубликованном заранее докладе Геннадия Зюганова указано, что компервичек нет в 120 тыс. населенных пунктов России. Создавать их обязательно будем, заявляют в КПРФ, и приглашают вступать в них активистов уличной оппозиции.
Правда, у многих из них теперь совсем другие проблемы. Они вынуждены вступать в близкие отношения с правоохранительными органами. Пока медиасфера сотрясалась от возмущения обысками в квартирах видных оппозиционеров, безымянные герои протеста прессуются полицией и следователями гораздо более жестоко. Уголовные дела за участие в массовых беспорядках и насилие в отношении представителей власти – не гипотетические рассуждения, а процессуальные действия. Некоторые эксперты заговорили о Следственном комитете как о новом игроке на политическом поле страны. Однако они пока не знают, объективная это реальность или демонстрация активности после «мужского разговора» председателя СКР Александра Бастрыкина с шеф-редактором «Новой газеты» Сергеем Соколовым на обочине ночного шоссе.
Например, обращение Бастрыкина в Госдуму с просьбой разрешить открыть уголовное дело на депутата из КПРФ Владимира Бессонова, видимо, следует отнести к аргументам в пользу второй версии. Потому что слишком уж неудачным именно с политической точки зрения выглядит этот шаг. Все-таки не может стремление главы СКР навести в стране порядок быть выше Конституции, где написано, что депутата лишают неприкосновенности по представлению генпрокурора. Итог грозного жеста в сторону Компартии закономерен: Госдума отправила обращение Бастрыкина назад. А вот отцу и сыну Гудковым и еще одному эсэру – Илье Пономареву единороссы предложили сдать мандаты добровольно. Потому что, дескать, негоже солидным людям бегать по митингам протеста несистемщиков.
Таковых, впрочем, с каждым днем будет становиться все меньше. И дело даже не в объединении Республиканской партии с ПАРНАСом. Минюст теперь регистрирует по семь-восемь новых партий в неделю. В конце прошлой недели он отрапортовал, что в России их действует уже 28. Именно для них и тех, кто еще будет создан, Госдума установила в пятницу всего один выборный день в году. Единороссы, продавившие это решение вопреки мнению остальных парламентских партий, объясняют его заботой о новичках – дескать, у них должно быть время хорошо подготовиться. К чему? К тому, чтобы отнять голоса у «старой» оппозиции. Для чего большая их часть, судя по всему, и создана.