На минувшей неделе руководство страны в лице ее президента и представителей обновленного правительства отличились небывалой публичной активностью, в том числе за рубежом. В понедельник и вторник президент Владимир Путин участвовал в саммите «большой двадцатки» (G20) в Лос-Кабосе (Мексика). По такому случаю в понедельник в ведущей ежедневной газете Мексики El Universal вышла его статья, посвященная глобальным вызовам мировой экономики.
Отметив, что до сих пор не решены системные проблемы, вызвавшие кризис 2008 года, и что негативные сигналы рынков в последние месяцы, видимо, нарастают, Владимир Путин задался в статье вопросом о перспективах России. «Россия, являясь шестой экономикой в мире по паритету покупательской способности, за последние годы укрепила свою финансово-бюджетную систему. Мы на третьем месте по золотовалютным запасам. Темпы роста отечественной экономики – 4,3% – самые высокие среди крупнейших экономик Европы. Сегодня в отличие от 2008 года национальная банковская система более устойчива к колебаниям на мировом финансовом рынке», – сделал вывод президент.
В качестве вклада в общемировую борьбу с кризисом Россия предложила для поддержки МВФ 10 млрд. долл.
Не успев отдохнуть от саммита «двадцатки», чиновники переместились на Питерский международный экономический форум (ПМЭФ). Где основным мотивом стало заклинание: если очередная волна кризиса и накроет Россию, то страна успешно выстоит. Залогом тому – накопленные резервы. А тот факт, что резервов этих наполовину меньше, чем перед кризисом 2008 года, похоже, мало кого смущает. Как не смущает падение цен на нефть и следующее за ним снижение курса рубля. В четверг черное золото пробило психологически важную отметку в 90 долл. за баррель, что моментально отразилось на курсе рубля. Вслед за нефтью упала и отечественная валюта – до 33,5 руб. за доллар в пятницу.
Кстати, накануне ПМЭФ – 19 июня – сразу два высокопоставленных чиновника обрадовали западную прессу и озадачили отечественных аналитиков своими интервью. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил в интервью Financial Times, что при таком уровне цен российский бюджет на текущий год потребует пересмотра. Напомним, изначально он был сверстан, исходя из среднегодовой цены на нефть в 100 долл. за баррель. Однако в мае, когда цены начали снижаться, бюджет пересмотрели в сторону ее повышения до 115 долл. При этом в ближайшем будущем каких-либо серьезных улучшений не предвидится, учитывая нарастающие проблемы в Евросоюзе. Скорее, наоборот, уровень в 60 долл. за баррель уже к концу текущего года, который еще пару месяцев назад казался маловероятным, сегодня кажется реалистичным. Впрочем, Минфин РФ надеется на накопленные резервы. Как пояснил в тот же день в интервью Financial Times министр финансов Антон Силуанов, принято решение зарезервировать 500 млрд. руб. для финансирования антикризисных мер в 2013 году. Эти средства пойдут на поддержку социально незащищенных слоев населения и системно значимых предприятий в случае обострения европейского кризиса. Правда, механизм выделения средств пока непонятен.
А еще на прошедшей неделе одним омбудсменом в стране стало больше. Теперь проблемой улучшения инвестиционного климата и защиты предпринимателей будет заниматься специальный уполномоченный по защите прав инвесторов. Бизнес-омбудсменом стал глава «Деловой России» Борис Титов. И сразу выступил с сенсационным заявлением о том, что освобождение Михаила Ходорковского, а также 13 тыс. других предпринимателей создаст в России привлекательный инвестклимат. Впрочем, позднее последовало пояснение, в котором Титов отметил, что не собирается просить президента о послаблениях для экс-главы ЮКОСа. Титов утверждает, что привел журналистам Bloomberg лишь статистику.