Фото Reuters.
В четверг в Большом театре отмечали столетие Пушкинского музея. С официальным поздравлением выступил не Владимир Путин, как того можно было ожидать, учитывая высказанную им еще до выборов поддержку идеи строительства музейного городка, а премьер-министр Дмитрий Медведев. Он пообещал, что «государство будет стараться поддерживать музей в соответствии с существующей концепцией, создавая музейный городок». В общем, это тоже – поддержка, в том числе и личная поддержка Ирины Антоновой, как и состоявшийся во вторник визит в ГМИИ нового министра культуры Владимира Мединского, хотя… конкретных действий сверху пока не наблюдается, а споры вокруг концепции городка продолжаются. Ну, а сам праздничный вечер прошел по-музейному, даром, что отвечали за программу Владимир Васильев, Юрий Башмет и Борис Мессерер, – на сцене классика, Россини, Беллини, Прокофьев, Сен-Санс и «Лебедь», которого танцевала Светлана Захарова, Рахманинов в исполнении Николая Луганского, фрагмент балета «Роден» от артистов Театра Бориса Эйфмана… – а фоном плывут кадры музейной жизни, от основания к сегодняшнему дню. По-музейному, поскольку соседство музыки и образа – как в «Декабрьских вечерах», чьим худруком является Юрий Башмет. Его «Солисты Москвы», естественно, тоже участвовали в концерте.
Еще один сюжет недели – остается в развитии, ждет развязки, которая произойдет, надо понимать, 10 июня, когда в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко сыграют-споют премьеру оперы «Сон в летнюю ночь». Уже все, даже те, кто и в театр вообще не ходит, вообще ни в какой, ни в оперный, ни в драматический, все знают, что на Большой Дмитровке готовится какая-то страшная премьера – английский режиссер вот-вот порушит устои нашей духовности. Так реагировали на анонимные письма только советские парткомы и месткомы: на письмо без подписи мгновенно откликнулся уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов. Сам разбираться не стал – направил письмо новому министру культуры. И новый министр культуры Владимир Мединский, надо отдать ему должное, из неудобной ситуации нашел остроумный выход. В своем ответе Астахову он заметил: «Поскольку Московский академический музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко не входит в число учреждений федерального ведения, Минкультуры России не вправе контролировать его деятельность, в том числе посредством служебных проверок. Все вопросы организационно-творческой работы коллектива относятся к компетенции Департамента культуры Москвы. Но при этом, согласно действующему законодательству, обеспечивающему свободу творчества, в том числе постановлению Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 N 329 (ред. от 23.12.2002) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», учредитель не вправе вмешиваться в художественную политику театров, формирующих ее самостоятельно». Попутно гендиректор театра Владимир Урин представил публике обращение настоящих родителей, чьи дети принимают участие в спектакле «Сон в летнюю ночь». Родители заявляют, что сочли возможным участие своих детей в постановке. И об этом тоже упомянуто в письме министра культуры. Я сам тут «вляпался» в эту историю. Редактор программы «Постскриптум» попросила дать комментарий, я согласился, но, зная телевизионные «тонкости», сразу предупредил – говорить буду коротко, две минуты, чтобы не вырезали смысл. А когда посмотрел программу, вспомнил старую шутку: «Факту – упрямая вещь, любил повторять следователь, – но и мы не лыком шиты». Пушков оказался куда большим профессионалом, чем я. В передаче я сказал, что детей в такие экспериментальные спектакли лучше все же не втягивать. Так я сказал. Но еще было сказано – о праве режиссера пускать или не пускать публику на репетиции, за что – за отказ пустить съемочную группу «P.S.» – в репортаже успели пожурить английского постановщика. И еще я сказал о том, что шекспировская комедия – эта конкретная – располагает к игривым шуткам. Я догадывался, каким, скорее всего будет контекст сюжета, и потому было важно сказать и то, и другое, и третье. В итоге все «дули в одну дуду». В чем же тогда аналитический подход? Забавно, что следом за сюжетом о скандале, которого все так ждут, последовал еще один аналитический материал – о Шекспире, которого то ли не было вовсе, то ли был, но другой… В ежедневной аналитической и по преимуществу политической программе пересказывать гипотезы, многим из которых – по полторы сотне лет, было странно. Может, авторы хотели подвести публику к мысли, что ставить «Сон в летнюю ночь» не следует вовсе, поскольку Шекспир – неведомый аноним? Тогда, может быть, и к анонимке из недр театра не стоило относиться с такой серьезностью?
На минувшей неделе отметили 80-летие Бедроса Киркорова и к юбилею президент присвоил ему звание народного артиста России. С одной стороны – поздравить и… забыть. Но я не раз слышал истории о том, как трудно, порой почти невозможно пробить звание провинциальным артистам. Требуют и про верность идеалам демократии и про общественную активность, совсем как в былые советские годы. А тут… Двойные стандарты? Выходит, что так.