Прошлую неделю, если бы речь шла о съемках фильма, потратили на кастинг. Как любят повторять режиссеры, самые известные и успешные, кастинг делает половину успеха, а некоторые говорят – что и больше. В понедельник объявили состав кабинета министров, затем президент обновил штат своих советников. Директор музея-заповедника «Ясная Поляна» Владимир Толстой стал советником президента по культуре. Естественно, это означает отставку Юрия Константиновича Лаптева, который был советником по культуре при Ельцине, Путине и Медведеве. Без работы он, разумеется, не останется, – баритон, народный артист России, солист Мариинского театра, профессор Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ведет мастерскую на факультете музыкального театра в ГИТИСе... Работой обделен не был. Можно предположить, что отставка стала следствием внимания Лаптева к Большому театру, многие, кстати, называли Лаптева среди возможных претендентов на пост гендиректора Большого театра, его имя называли всякий раз, как начиналась очередная дискуссия на сей счет, всякий раз, когда в прессу или в Интернет попадала очередная порция компромата. А некоторые даже высказывали мысль, что Лаптев не был равнодушным участником этих закулисных сражений.
Через день в «МК» читаю интервью Владимира Толстого, нового советника по культуре нового президента: «Если бы я не чувствовал внутри себя крепкого личностного стержня, то никогда не дал бы согласия на то, на что дал согласие. Искренне надеюсь, что получится как-то помочь национальной культуре...» Дальше – про министра Мединского: «Вижу в нем искреннее желание что-то изменить в культуре в позитивную сторону». Моя дочка Ася послушала, сказала: «Говорит на понятном народу языке».
Всю неделю руководство Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко отбивалось от обвинений в пропаганде педофилии и эротики. В начале июня там должна выйти премьера оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь», которую ставит британский режиссер Кристофер Олден, это совместная постановка с Английской национальной оперой, премьеру спели в прошлом году в Лондоне. В афише по-прежнему значатся все спектакли – 10, 11, 13 и 14 июня, хотя уполномоченный по правам детей Павел Астахов уже попросил нового министра культуры Владимира Мединского разобраться. Александра Авдеева, кстати, тоже не раз просили разобраться – то с премией «Инновация», то с художниками, то с директором театра Образцова – требовали его уволить до суда, – он умел быть в таких вопросах и принципиальным, и в то же время – имея в виду его прежний опыт – оставался дипломатом. Посмотрим, что решит в оставшиеся дни новый министр. Директор «Стасика» Владимир Урин в пятницу был на юбилее Александра Калягина в театре Et Cetera, растерянности не было – как ребенок, радовался цирковым номерам, которые сменяли друг друга на сцене, превратившейся на один вечер в цирковой манеж.
Я провел половину недели в Архангельске, в жюри абрамовского фестиваля «Родниковое слово», название – несколько старомодное, но спектакли были разные, были и очень хорошие. Кстати, прежде фестивали проходили без конкурса и без жюри, выбирать непросто, поскольку спектакли – разные, хотя все почти – по отечественной классике, в итоге непростого голосования жюри под председательством Льва Дурова первый приз отдало спектаклю Авторского театра Олега Дмитриева «Зачарованные смертью» – по документальной прозе Светланы Алексиевич. «Разобравшаяся» с женщинами на фронте, с ветеранами Афганистана, в этот раз Алексиевич, а за ней Дмитриев и актеры из Малого драматического театра Льва Додина вытаскивают на свет божий семейную историю, частную историю, которая «тянет» на эпопею. О Сталине, репрессиях, о том, что распалась связь времен, о нас... Два часа без антракта в абсолютной тишине зрительного зала. Ни одного звонка мобильного, ни шороха... Такой вот театр – нечеловеческой силы. И вместе с тем – о человеческом в человеке, об отцах и детях... Дедах и матерях. И приятно было, что губернатор новый в Архангельске ходит в театр – ведь в театре внимание, конечно, не дороже денег, но все равно и важно, и приятно.