Главное событие прошедшей недели – «Ночь в музее», о которой подробнее – на полосе «Культура», а субботней «Ночи...» предшествовал Международный день музеев. Уже традиционно в этот день открывают для посетителей двери обычно закрытых посольских особняков – Австрии, Новой Зеландии, Канады, Италии, Святого Престола... В этом году Департамент культурного наследия Москвы запустил еще новый проект, не на один только международный день музеев рассчитанный, - называется «Выход в город». Появилась возможность попасть в разные интересные места и дома Москвы, причем не только в закрытые посольства – в Москве, конечно, много интересного и помимо посольских особняков. Но мне, не скрою, сильно повезло записаться на экскурсию в морозовский особняк на Спиридоньевке, нынешний Дом приемов МИДа. Панно Врубеля, которые несколько лет назад, после реставрации, выставляли в залах Третьяковки в Лаврушинском, заняли свое место. На второй этаж нас не пустили – там готовились к какому-то важному «завтрашнему мероприятию», но и первый этаж произвел впечатление. Мебель, картины, в том числе – Левитан и Саврасов, - зная о том, что несколько лет назад особняк пострадал от страшного пожара, здесь приходилось восхищаться больше работой реставраторов, чем сохранностью старины. Но Левитан и Саврасов – настоящие, как и Врубель.
Имя нового министра культуры все еще неизвестно. Прошедшая неделя «открытий чудных» на этом направлении не принесла. Завтра, кстати, исполняющий обязанности министра Александр Авдеев собирается попрощаться с коллегами, что, выходит, отменяет ранее появившиеся предположения о том, что он, возможно, останется и в новом правительстве. Но работа на культурном фронте не останавливается ни на минуту, на минувшей неделе Минкульт объявил конкурс на кресло генерального директора государственной цирковой компании – Росгосцирка, конкурс собирались провести еще месяц назад, но тут правительство одобрило концепцию развития циркового дела в России до 2020 года, и, конечно, новый директор должен был строить план своей работы с учетом открывшихся горизонтов и обозначенных правительственной концепцией целей. Новый конкурс пройдет в июне, нового гендиректора должны назвать 20-го, через месяц. Попутно заговорили о том, что Большой цирк на проспекте Вернадского вполне могут передать под начало братьям Запашным – интересно, правда ли, сразу двоих можно будет назначить на одну должность? А если нет, то как разделят полномочия?
Еще одна новость недели – правительство Москвы объявило, что не будет строить новое здание для Театра на Юго-Западе. О причинах такого решения в выходные узнать не удалось, но само решение мне кажется оправданным по крайней мере по двум причинам. Первая. Вообще, на мой взгляд, совершенно неправильно, имея хороший театр в подвале, начинать какое-то масштабное его расширение. Зачем? Маленький хороший театр совершенно необязательно может стать таким же хорошим большим. В Европе, например, очень много небольших театров, уютно чувствующих себя в похожих подвалах. Зачем расширяться, если хорошо и так? Второй аргумент, актуальный в данной конкретной ситуации московского Театра на Юго-Западе. После назначения Валерия Беляковича главным в Театр имени Станиславского, многие спектакли Театра на Юго-Западе начали, один за другим, перекочевывать в центр Москвы, на Тверскую, заглядываешь в афишу, видишь там: «Собаки», «Баба Шанель», что-то еще, спектакль Театра на Юго-Западе на сцене Театра имени Станиславского. Так зачем же строить новый театр, тратить деньги зря, если все можно решить так вот, без бюджетных вложений и еще более ценных денег частных инвесторов? И кто бы мог подумать, что народного артиста России Владимира Коренева, который так возмущался художественной политикой прежнего худрука Театра Станиславского Александра Галибина утешить так просто?